Финансовое состояние контрагента: самые эффективные способы проверки

Финансовое состояние контрагента Статьи

Финансовое состояние контрагента можно проанализировать, основываясь на отчете о прибылях и убытках его компании. В статье расскажем о том, на что нужно обратить внимание в отчете.

Зачем необходима проверка финансового состояния контрагента

Каждое предприятие взаимодействует с контрагентами: поставщиками, банками, покупателями, арендодателями, исполнителями услуг и т. д. Руководители компаний хотят найти добросовестного и порядочного контрагента, который бы сдерживал обещания и выполнял обязательства в срок.

Контрагентов можно классифицировать следующим образом:

  • «Покупатели». Мы предоставляем им свои услуги или продукты, взамен получаем деньги или их эквиваленты.
  • «Продавцы». Мы платим деньги за их услуги, сырье, продукцию.
  • «Прочие»: банки, государственные структуры и т. п.

Финансовое состояние контрагента важно знать. При сотрудничестве с фирмой-однодневкой можно легко потерять средства, получить претензии от органов власти, которым придется доказывать, что вы старались быть осмотрительными, и обосновывать полученную налоговую выгоду от взаимодействия с контрагентами. Последнее время недобросовестных контрагентов становится больше.

При выборе контрагента нужно проверить его финансовое состояние и проявить осмотрительность, внимательность. Иначе налоговые органы признают сделку сомнительной. ФНС России определила признаки, характерные для сделки с неблагонадежным налогоплательщиком. Ими пользуются налоговые органы при отборе объектов для выездных налоговых проверок. Помимо этих признаков, на основании судебной практики контролирующие органы знают и другие характерные черты фирм-однодневок:

  • «массовый» учредитель (участник) и «массовый» руководитель;
  • по адресу, где зарегистрирована компания, организации нет;
  • нет персонала или сотрудник только один;
  • налоговая отчетность не ведется или ведется, но предоставляются минимальные показатели;
  • у компании нет ни своего, ни арендованного транспорта и основных средств.

Чтобы выяснить финансовое состояние контрагента, нужно знать финансовые показатели его бизнеса.

Как проще всего узнать финансовое состояние контрагента

Активы и пассивы контрагента

Первое, на что нужно обратить внимание при анализе бухгалтерской отчетности контрагента, – это активы и пассивы предприятия. За счет пассивов приобретаются активы – то, что компания имеет. Большую роль играет пара активы – пассивы. Если у контрагента торговая компания, оборотных средств должно быть много. А необоротных (транспорт, недвижимость) мало. Это объясняется тем, что торговые предприятия получают прибыль на обороте. Если же значительная часть активов – то, что нельзя быстро продать, это негативно влияет на бизнес.

Другое дело, если у контрагента производственное предприятие. В таком случае необоротных средств должно быть больше, чем оборотных.

Выделяют две группы пассивов предприятия:

  • Кредиты сроком на год и больше (долгосрочные обязательства). Предприятие берет кредит, чтобы приобрести активы. Кредитов не должно быть много, они не должны снижать платежеспособность компании и давить на бюджет контрагента. Долгосрочные обязательства дорого обходятся, потому что проценты у банка высокие.
  • Краткосрочные обязательства (до одного года). Обычно это задолженность перед контрагентами, иногда – кредиты у банков на короткий срок. Краткосрочные пассивы дешевые. Контрагенты обычно предоставляют товары, не начисляя ссудные проценты.

Баланс контрагента

Финансовое состояние контрагента можно оценить проще, основываясь на других параметрах баланса, например, на выручке. Выручка – достоверный показатель финансового состояния контрагента. Выручка – это средства, находящиеся на расчетных счетах компании-контрагента. По ней можно определить, какова прибыль предприятия, исходя из среднерыночных показателей рентабельности бизнеса в данном регионе.

Помимо выручки, финансовое состояние контрагента можно оценить по чистой прибыли. Если вы увидели, что прибыль за определенный год отрицательная, не стоит сразу отказываться от сотрудничества, тем более, если компания работает недавно. Другое дело, если предприятие основано уже давно, но в последнее время спрос и выручка упали. Тогда следует выяснить причину финансового неблагополучия. Возможно, компания взяла невыгодный кредит или себестоимость товара выросла.

Если вы заметили, что отрицательная прибыль у компании наблюдается уже последние несколько месяцев, значит, есть риск, что однажды контрагент не сможет вернуть взятые им в долг средства.

Дополнительные источники данных

Финансовое состояние контрагента дополнительно можно оценить по его кредитной истории. По ней вы поймете, есть ли у компании кредит и долгосрочные обязательства. Лучше запросите балансы контрагента с отметкой налоговой, что она приняла документы. Выясните, вовремя ли выплачивает контрагент свои долги, есть ли у него «кассовые разрывы». Эта информация будет актуальной на день запроса. Этим кредитная история выгодно отличается от информации, предоставляемой Росстатом, потому что эта организация публикует данные с задержкой.

Финансовому состоянию контрагентов нужно уделять большое внимание. Это касается не только новых партнеров, но и тех, с кем вы уже давно сотрудничаете. Лишней такая проверка не будет в условиях текущей экономики. Оцените, может ли компания выполнить финансовые обязательства перед вами, не нарушив объемы и сроки.

10 способов того, как проверить финансовое состояние контрагента

Способ 1. Прежде чем заключать сделку, запросите у контрагента копии устава, свидетельств о постановке на налоговый учет и о госрегистрации.

Еще нужна справка о том, что у контрагента нет задолженности по налогам, и выписка из ЕГРЮЛ. В законе не написан срок между получением выписки и предоставлением ее налогоплательщику.

Проверить финансовое состояние контрагента можно, запросив численность сотрудников, имущественное положение, стоимость основных средств, опыт работы, репутацию на рынке. Эта информация поможет принять вам правильное решение по выбору контрагента.

Способ 2. Проверить финансовое состояние контрагента с помощью сервисов ФНС России.

Например, можно:

  • в режиме онлайн получить краткие сведения из ЕГРЮЛ;
  • проверить, не предоставил ли контрагент документы для регистрации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, или изменений учредительных документов;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • убедиться, что контрагент не собирается ликвидироваться, делать реорганизацию, приобретать часть уставного капитала другой компании, уменьшать уставной капитал;
  • удостовериться, что контрагент – действующий предприниматель, и его не собираются исключать из ЕГРЮЛ;
  • узнать, нет ли среди исполнительных органов предприятия дисквалифицированных лиц;
  • проконтролировать, что руководителя и учредителя предприятия нет в реестре лиц, отказавшихся от участия в организации.

Способ 3. Узнать, не привлекался ли потенциальный партнер к судебным разбирательствам. Для этого нужно на официальном сайте ВАС РФ указать его ИНН, ОГРН или название. В результате вы увидите все дела, в которых участвовал контрагент, основные документы по процессу и текущую стадию разбирательства.

Способ 4. В Едином реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц можно проверить, не находится ли компания в состоянии банкротства. Можно узнать и другую информацию. Например, стоимость чистых активов АО.

Способ 5. На сайте ФСПП России проверьте, не ведется ли исполнительное производство в отношении контрагента (это возможно, даже если контрагент является ИП). Для этого на сайте воспользуйтесь поиском по исполнительным производствам.

Способ 6. Проверить наличие лицензии, если она обязательна для осуществляемой партнером деятельности.

Перейдите на сайт лицензирующего органа (зависит от вида деятельности), чтобы узнать, есть ли у контрагента лицензия. Например, если деятельность связана с использованием источников ионизирующего излучения или возбудителей инфекционных заболеваний, воспользуйтесь сайтом Роспотребнадзора.

Способ 7. Посмотреть состояние бухгалтерской отчетности контрагента за год. Эта информация открыта для поставщиков, покупателей, кредиторов, инвесторов, банков и др. Заинтересованные пользователи имеют право ознакомиться с этой информацией, получить ее копии, возместив траты на копирование. Предприятие должно предоставлять бухгалтерскую отчетность.

Кроме того, годовую бухгалтерскую отчетность компаний предоставляет Росстат.

Способ 8. Если контрагент участвует в закупках, изучите реестр недобросовестных поставщиков. Для этого обратитесь к соответствующему перечню, предоставляемому ФАС.

Способ 9. Суды часто указывают на то, что нужно проверять полномочия лица, подписывающего договор. Даже если у него есть все документы, но он не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, значит, он недобросовестный налогоплательщик.

Прежде чем подписывать договор, сделайте следующее:

  • проверьте, не является ли заключаемая финансовая сделка крупной для вашего контрагента;
  • удостоверьтесь, что не истек срок полномочий представителя контрагента, который определяется уставом предприятия или доверенностью;
  • убедитесь, что полномочия директора по заключению финансовых сделок, сумма которых превышает определенное значение, не ограничены уставом.

Способ 10. И еще один способ проверить финансовое состояние контрагента – сделать запрос в налоговую инспекцию по месту его регистрации.

Окружные арбитражные суды подтверждают, что налоговые органы обязаны предоставить вам запрашиваемую информацию, если она не является налоговой тайной.

Поделиться статьей с друзьями:

Маркетолог с 9 летним опытом - специализируюсь на комплексном продвижении сайтов и увеличении продаж. Есть интересный проект? - пишите в личные сообщения

Оцените автора
Бизнес Ресурс