Главная >> Статьи >> Формы безналичных расчетов: преимущества и недостатки

Формы безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов: преимущества и недостатки

Безналичная оплата по праву входит в число наиболее удобных способов расчета. К ее достоинствам стоит отнести высокую скорость операций при отсутствии каких-либо нормативных ограничений. По этой причине немалое количество организаций отдают ей предпочтение, стараясь максимально сократить работу с наличными средствами. Далее обсудим все существующие формы безналичных расчетов, расскажем, каким законам они подчиняются и как организовываются.

Чем регулируются формы безналичных расчетов

В первую очередь стоит отметить, что данные расчеты доступны всем: юридическим лицам, предпринимателям и даже частным лицам. Безналичные платежи производятся исключительно при помощи банковских и прочих кредитных структур, обладающих лицензией на проведение такого рода действий.

По сути безналичные платежи реализуются через перемещение средств по счетам, принадлежащим участникам процедуры.

Данный тип расчетов в нашей стране подчиняется таким нормативным актам:

  • Гражданскому Кодексу РФ: глава 46 «Расчеты» закрепляет основные положения по всем допустимым формам безналичных расчетов.

  • Положению о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П, утвержденное 19.06.12 г. ЦБ РФ. Здесь представлено более детальное описание форм безналичных денежных расчетов, устанавливаются требования, предъявляемые к платежным документам. Подчеркнем, что данное Положение соответствует нормам гражданского законодательства.

Стоит сказать и о еще одном нормативном акте, утвержденном ЦБ РФ. Это Положение об эмиссии платежных карт от 24.12.04 г. №266-П. Здесь идет речь о ведении эквайринга, то есть оплате платежными картами. Напомним, что в первую очередь, эквайринг используется обычными гражданами.

Таким образом, осуществление, контроль безналичного обращения ведется согласно нормам трех названных нами документов.

banner_BR

Не секрет, что безналичные расчеты в последние годы активно заменяют наличные средства по ряду причин:

  • Расчеты через банковские счета нечасто оказываются привязанными ко времени проведения операции (то есть времени суток), географическому положению.

  • Обслуживание безналичных расчетов стоит значительно меньше, нежели наличные платежи.

  • Для организаций они удобнее, ведь безналичные платежи по сравнению с наличным обращением связаны с гораздо меньшим количеством требований по оформлению, организации, учету. Вот почему нередко только открывшиеся предприятия выбирают безналичные платежи – так им удается сократить затраты, избежать штрафов за ошибки в соблюдении кассовой дисциплины и применении/неприменении кассовых аппаратов. Такое решение разумно также для крупных фирм, уже долго существующих на рынке.

Если сравнивать наличные и безналичные формы расчетов, стоит сказать об основном достоинстве последних – это их гибкость. Поясним: деньги могут в течение неограниченного времени оставаться на специальных счетах. При этом банковские документы, устанавливающие и подтверждающие факт совершения операции, можно в любой момент подключить к сделке. Также компании освобождаются от необходимости постоянно сдавать деньги в банк, если применяют такой вид оплаты.

Но у форм безналичных расчетов есть определенные минусы. Самый главный из них – это зависимость от банка. Так, безналичный перевод будет невозможен, если есть проблемы с оборотом средств у их держателя. Владельцы обычных и специальных счетов будут вынуждены оплачивать комиссию за проведенные банком операции. Но в результате, плюсы безналичных расчетов компенсируют все их отрицательные характеристики, такой способ оплаты оказывается наиболее удобным из всех существующих на сегодняшний день.

Основные формы безналичных расчетов

Всего, согласно Положению Банка РФ №383-П, существует несколько форм безналичных расчетов. К ним относятся:

  • Расчеты с помощью платежного поручения.

По названию видно, что при этой форме оформляется документ, содержащий поручение банку перевести из средств плательщика конкретную сумму. Срок, получатель денег указываются в поручении. Отметим, такая форма безналичных расчетов, как платежное поручение, относится к наиболее простым и распространенным. Продолжительность ее действия составляет 10 дней, причем отметим, что в нее не включается день подготовки бумаги. Этим форматом может пользоваться даже гражданин без расчетного счета. Единственным немаловажным неудобством этой формы безналичных расчетов является то, что если во время оформления документов была допущена ошибка, платеж серьезно задержится либо уйдет к другому получателю.

  • Расчеты посредством аккредитива.

Данный вариант представляет собой специальный счет, применяемый лишь для операций, требующих участия банка. То есть при такой форме расчета плательщик дает распоряжение банку перевести средства конкретному лицу при условии соблюдения им определенных договоренностей. К последним могут относиться поставка продукта, предоставление бумаг и пр.

Теперь посмотрим, как данная система действует. Например, клиент открывает в банке аккредитив, вносит туда деньги на сумму выбранного товара. Его средства перейдут к поставщику после доставки заказа, получения соответствующим банком сопроводительных документов.

Благодаря такой форме безналичных расчетов удается добиться очень важной характеристики сделки – ее защищенности. Правда, аккредитив достаточно дорог, а также имеет еще ряд других недостатков: он остается обособленным от договора банковского счета, то есть должен открываться отдельно. Также в денежном переводе принимает участие ряд сторон: покупатель, поставщик, банк-эмитент (который открывает аккредитив) и банк-исполнитель (исполняет аккредитив). Но отметим, что две последние роли иногда играет один банк.

  • Расчеты посредством инкассовых поручений или инкассо.

Особенность этой разновидности такова: она возможна лишь, если у взыскателя (получателя) есть права на предъявление требований к счету должника. Такие права на использование этой формы безналичных расчетов могут предусматриваться договором, заключенным банком с должником, либо законом. Иными словами, инкассо имеет взыскательный характер.

Чтобы взыскать определенный объем средств, от получателя требуется предоставить банку-держателю счета необходимые сведения о должнике, его обязательстве. Кроме того, стоит понимать, что характер поручения этого типа не является уведомительным. То есть должник будет оповещен о списании средств лишь после завершения этой процедуры. В результате он может столкнуться с трудностями при проведении прочих банковских операций из-за недостаточного количества денег на счете.

  • Расчеты через чековые книжки.

Эта форма относится к налично-безналичным, так как предполагает передачу денег со счета чекодателя на счет чекодержателя либо передачу суммы наличными. Расчет этого типа возможен лишь при наличии на счету у чекодателя достаточной суммы. Также для данной процедуры предъявителю чека необходимо подтвердить личность, и, безусловно, чек должен быть подлинным.

  • Расчеты в форме прямого дебетования.

При такой форме безналичных расчетов деньги переводятся по требованию получателя. Для этого оператору, выполняющему процедуру, необходим договор с плательщиком, акцепт (согласие) на ее проведение. Такого рода расчеты происходят на базе национальной платежной системы РФ при наличии платежной карты. Отметим, что в договоре либо ином, дополняющем его документе закрепляется акцепт владельца карты на списание с нее денег.

  • Расчеты в виде перевода электронных денег.

В этом случае гражданин предоставляет оператору деньги для проведения расчета. Они могут использоваться с личного банковского счета, со счетов организаций, предпринимателей, передающих сумму определенному лицу. Но для этого договор между гражданином и оператором должен предусматривать подобную возможность. Если говорить о предпринимателях и организациях, то они имеют право пользоваться лишь средствами со своих банковских счетов. Отметим, что последние две приведенные формы безналичных расчетов подпадают под действие закона «О национальной платежной системе» от 27.06.11 г. № 161-ФЗ.

Принцип организации форм безналичных расчетов в России

Центральный Банк РФ – это организатор безналичных расчетов в нашей стране, а также методический центр по разработке правил, форм, сроков расчетов, стандартов платежных документов. Он является органом, отслеживающим, управляющим, лицензирующим создание расчетных, в том числе клиринговых, систем в нашей стране. ЦБ производит расчеты между кредитными организациями через свои учреждения, отвечая, помимо прочего, за эффективную, бесперебойную работу системы расчетов РФ. Тогда как за непосредственное ведение соответствующих операций отвечают коммерческие банки.

Основным документом ЦБ считается Положение № 2-П от 03.10.2002 «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Он устанавливает порядок проведения безналичных расчетов между юридическими лицами в рублях, в пределах границ РФ, в законодательно согласованных формах. А также он фиксирует форматы, порядок заполнения, оформления необходимых для банковских операций документов. Кроме того, в этом Положении установлены нормы ведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных операций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.

По закону, безналичные расчеты производят кредитные организации (филиалы) и/или Банк России. Для этого должны быть открыты счета на основании договора банковского счета либо договора корреспондентского счета (субсчета). Но отметим, что данное правило работает, если иные нормы не установлены законодательно, не связаны с выбранной формой расчетов.

Расчетные операции, предполагающие перевод средств через кредитные организации (филиалы) происходят с помощью:

  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

  • корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, производящих расчетные операции;

  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Чтобы списать денежные средства со счета, необходимы расчетные документы, составленные согласно нормам приведенного выше Положения. Отметим, что эта процедура производится в рамках финансов, хранящихся на счете, если договор, заключенный клиентами с Банком России или кредитной организацией не предусматривает других положений.

Но, допустим, на счете организации оказывается недостаточно средств для использования формы безналичных расчетов, удовлетворения требований к счету. В подобной ситуации средства списываются по мере их появления на счете. При этом очередность устанавливается на законодательном уровне:

  • первыми списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворения требований за счет данных средств о возмещении вреда жизни, здоровью, о взыскании алиментов;

  • далее происходит списание по исполнительным документам, по которым перечисление/выдача средств необходимы для выплаты выходных пособий, оплаты труда с лицами по трудовому, авторскому договору, контракту;

  • после этого списываются средства по платежным документам, в рамках которых необходимо перечисление/выдача для расчетов по оплате труда с гражданами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ;

  • далее имеет место списание по платежным документам в качестве платежей в бюджет и внебюджетные фонды, если соответствующие отчисления не предусматриваются в третьей очереди;

  • затем средства списываются по исполнительным документам, направленным на удовлетворение прочих денежных требований;

  • последними списываются деньги по платежным документам в порядке календарной очередности.

ЦБ РФ, будучи главной регулирующей инстанцией платежной системы, устанавливает правила, сроки, нормы проведения различных форм безналичных расчетов в 2017 году, при этом требуя выполнения приведенных далее принципов.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов, платежей обусловлен ролью платежной системы в качестве базовой составляющей сформировавшегося на данный момент общества. Поясним: рыночный оборот является совокупностью разного рода обязательственных отношений между должником и кредитором. Именно система платежей создает необходимые условия для выполнения обязательств предприятиями, гражданами, государством.

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних у обеих сторон расчетов считается необходимым для данной операции.

Банки переводят средства со счетов, согласно распоряжениям их собственников, в определенной ими очередности. В этой ситуации банк предъявляет к субъекту рынка, участнику расчетов, такое основное требование: он должен осуществлять платежи, используя исключительно оставшиеся на счете средства.

Третий принцип – поддержание ликвидности в состоянии, необходимом для нормального проведения платежей. Это является необходимым условием для своевременного закрытия долгов. Для соблюдения срочности обеспеченность платежа требует наличия у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть направлены на погашение задолженности перед их получателем.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на проведение операции. Это положение позволяет предприятию-покупателю отслеживать, как поставщик выполняет основные условия договора, чье несоблюдение может стать причиной для полного либо частичного отказа от оплаты (акцепта).

Пятый принцип – срочность платежа, непосредственно связанная с сутью рыночной экономики. Ведь ее обязательной характеристикой считается своевременное и в полной мере исполнение платежных обязательств. Данное положение имеет отношение как к периоду оплаты счетов, так и к срокам осуществления расчетов банками.

Шестой принцип – контроль всеми участниками правильности произведения расчетов, соблюдения установленного порядка их проведения. Так, банки, будучи посредниками между продавцами, покупателями, налоговой, отслеживают выполнение правил использования форм безналичных и прочих расчетов.

Если у вас остались вопросы по теме, то предлагаем получить бесплатную консультацию специалистов компании «Бизнес Ресурс».

Почему десятки компаний Санкт-Петербурга предпочли услуги «Бизнес Ресурса»:

  • Экономия средств – до 30 % (по сравнению с бухгалтером в штате).

  • Компания поддерживает единый стандарт обслуживания 1С.

  • Компания оказывает комплексные бухгалтерские услуги, включая автоматизацию документооборота и оптимизацию налогов.

Подсчитайте, сколько ежемесячно стоит вашей компании содержание штатного/приходящего бухгалтера, и непременно звоните по телефонам:

  • 8 (951) 652-55-06;

  • 8 (931) 975-44-15.