Главная >> Статьи >> Составление нулевой отчетности: рекомендации и практические советы

Составление нулевой отчетности

Составление нулевой отчетности: рекомендации и практические советы

Бывает так, что предприятие создано и зарегистрировано как налогоплательщик, а коммерческую и хозяйственную деятельность не ведет. Это нередкое явление для начала существования бизнеса, когда еще не поставлен товар и нет дополнительных денег для раскрутки. В такие моменты нужно составлять нулевую отчетность. Руководитель фирмы задается вопросами, что это такое и из каких элементов состоит, какие санкции грозят в том случае, если отчет не сдан или не соблюдены сроки сдачи, как отправлять отчеты (в бумажном виде или электронном). Давайте разберемся, что представляет собой составление нулевой отчетности.

Составление нулевой отчетности при отсутствии предпринимательской деятельности

Составление нулевой отчетности требуется в случаях, когда на протяжении налогового периода не осуществлялась предпринимательская деятельность, а именно – не было движения финансовых средств по расчетному счету и по кассе. Сроки ее сдачи стандартны. Состав нулевой отчетности соответствует типу системы налогообложения, которого придерживается фирма, и текущему отчетному периоду. Для предпринимателей и компаний, работающих по общей системе налогообложения, обязательным является составление следующих видов нулевой отчетности:

  • декларация по НДС (должна подаваться каждый квартал до 25 числа месяца, наступающего по окончании налогового периода);

  • декларация по налогу на прибыль (подается с той же периодичностью, но до 28 числа);

  • декларация по налогу на имущество (аналогично, до 30 числа следующего месяца);

  • единый расчет по страховым взносам (точно так же, до 20 числа следующего месяца);

  • бухгалтерская отчетность (должна представляться в контролирующий орган ежегодно, причем надо успеть это сделать до 31 марта).

Если на счете предприятия или ИП не было движения денежных средств, то отдельные отчеты по НДС и налогу на прибыль можно заменить единой упрощенной декларацией (ИП без сотрудников это не касается, они вообще не отчитываются перед фондом социального страхования и пенсионным фондом). Составление и подача этого вида нулевой отчетности в ИФНС должны быть осуществлены до 20 числа первого месяца следующего квартала.

Организации и ИП на УСН, у которых есть трудоустроенные сотрудники, ежегодно подают нулевую декларацию по упрощенной системе до 31 марта и до 30 апреля соответственно. В ПФР компании и ИП отчитываются по форме СЗВ-М («Сведения о заработке (вознаграждении), сдаваемые ежемесячно») каждый месяц до 15 числа, а в ФСС – до 20 числа следующего месяца по форме 4-ФСС. Допускается и составление нулевой отчетности – для ИП и для компаний, – в форме единой упрощенной декларации, что отражено в письме Минфина № АС-4-3/12847@ от 08.08.2011 г.

С составлением нулевой отчетности на ЕНВД все обстоит несколько сложнее. Отчеты с нулями по вмененному налогу не принимаются, поскольку в данном случае налоговая ставка вычисляется не на основании доходов и расходов. Неважно, велся ли бизнес в отчетный период: пока налогоплательщик продолжает состоять на учете, для него обязательны и уплата этого налога, и составление отчетности по нему. Документы в ИФНС должны быть отправлены до 20 числа первого месяца следующего квартала. При этом отчетность в государственные фонды и финансовая отчетность могут быть нулевыми, и их составление подчиняется обычным правилам.

Несоблюдение сроков подачи отчетности, включая нулевую, в контролирующие органы чревато штрафными санкциями. Налоговая инспекция в этом случае взыскивает штрафы в размере:

  • 1000 руб. с предприятия;

  • 300–500 руб. с должностного лица.

Кроме денежных штрафов, ИФНС может применить более серьезную меру воздействия – заблокировать операции на расчетном счете компании, если просрочка по сдаче отчетности составила больше 10 дней.

banner_BR

В рамках общей системы налогообложения можно сократить процесс составления нулевой отчетности, заполнив единую нулевую декларацию, где будут присутствовать сведения о налогах на прибыль и добавленную стоимость. Компании и ИП, работающие по упрощенной системе, тоже обладают такой возможностью. Бланк и правила его заполнения утверждены письмом Минфина № 62н от 10.07.2007 г. и учитывают требования, отраженные в письме № ЕД-4-3/18585 от 17.10.2013 г.

При составлении для фирмы или ИП нулевой отчетности в ФСС следует использовать обновленную версию бланка 4-ФСС, где заполнению подлежат лишь титульный лист и графы с кодами. Составление нулевой бухгалтерской отчетности допускается в сокращенном виде – только отчет об убытках и прибылях и баланс. После того, как один из экземпляров будет заверен в ИФНС, его необходимо отправить в отделение Росстата, соответствующее месту регистрации фирмы.

С 2014 г. контролирующие органы принимают в электронном виде любую отчетность по НДС. Нет больше необходимости распечатывать кипы бумаг и везти их в государственные инстанции. Для составления отчетности, даже нулевой, компания или ИП в любом случае приобретают ЭЦП и необходимые программы, поэтому и остальные отчетные документы стремятся отправлять по электронке. Однако неплательщики НДС могут отправить свою нулевую отчетность в налоговую и в бумажном виде либо прибегнуть к услугам представителей, которые возьмут на себя весь процесс ее сдачи.

Для составления нулевой отчетности подойдет любая программа для бухучета либо интернет-бухгалтерии. Наиболее удобные программные продукты – это, например, «Бухсофт Онлайн» и «Мое дело». Для составления нулевой отчетности онлайн существует огромное количество специальных сервисов в Интернете.

Функции создания нулевых отчетов есть во многих бухгалтерских программах, как бесплатно (например, в «1С: Нулевке»), так и за некоторую плату. Это особенно удобно для ИП, которые ведут учет без бухгалтера и лично занимаются составлением и сдачей своей нулевой отчетности: экономится и время, и деньги (при отсутствии доходов от бизнеса это весьма актуально), и не нужно постоянно держать в голове все крайние сроки подачи документов. Программа сама заполнит все нужные поля, сформирует документы и напомнит, что их пора отправлять. Предпринимателю останется только ввести реквизиты. То же самое касается и профессиональных бухгалтеров, обслуживающих несколько фирм или ИП, среди которых есть «нулевки». Бухгалтер может просто забыть о том, что пришло время для составления отчетности, если бизнес фактически не функционирует.

Когда составление нулевой отчетности для ИП или предприятия окончено, готовые документы можно направить в проверяющий орган прямо в бухгалтерской программе (но эта услуга доступна только за деньги, как в 1С, так и в его аналогах). Либо, по старинке, распечатать и отвезти лично или же послать обычной почтой.

Составление нулевой отчетности для ООО

Для ООО составление нулевой отчетности складывается из подготовки нескольких обязательных комплектов документов (по налогам и бухучету), содержащих большое количество нулевых показатели. Любые недавно образованные ООО и фирмы, остановившие свою коммерческую деятельность, должны сдавать нулевую отчетность. Важно соблюдать установленные сроки ее подачи (в противном случае компании грозят штрафы) и стандартные требования, касающиеся ее составления: они те же, что и в обычных случаях, для функционирующих в нормальном режиме ООО. Для составления нулевой отчетности и формирования всех необходимых документов можно воспользоваться бесплатной программой «1С: Нулевка».

Нулевая декларация для ОСНО содержит сумму налога к оплате, равную нулю (поскольку предполагается, что во время налогового периода финансово-хозяйственная деятельность не велась и не начислялись никакие выплаты сотрудникам). К декларации, подаваемой в налоговую инспекцию, необходимо приложить письмо в двух экземплярах, разъясняющее, что в указанном периоде бизнес не велся либо был приостановлен по каким-то причинам. По составлению письма нет особых требований, можно писать его в свободной форме.

ООО, в собственности которых нет основных средств, не обязаны сдавать пустые декларации. Если на балансе фирмы имеются какие-либо объекты, необходимо готовить и сдавать отчетность по налогу на имущество. Аналогичным образом дело обстоит с выплатами земельного и транспортного налогов: простои в предпринимательской деятельности не являются причиной для освобождения от этих налогов.

ООО, работающие по ОСНО, также обязаны формировать нулевую декларацию по НДС. С 2014 г. подача ее допускается только путем электронного документооборота. Из особенностей составления этого вида нулевой отчетности можно отметить только то, что заполнять нужно лишь титульный лист и раздел № 1, а все прочие разделы оставлять пустыми. Эти же правила касаются и составления нулевой отчетности по налогу на прибыль (однако, если бизнес велся в начале года, например, то необходимо будет заполнить все отчеты за 9 месяцев и за полугодие цифрами, соответствующими первому кварталу).

Для тех ООО, которые не владеют станками, автомашинами, землями, постройками и при этом не ведут бизнес и у которых денежные средства на кассе и расчетных счетах не движутся, имеют право применять упрощенную налоговую декларацию. Все показатели по налогам заполняются нулевыми значениями. При отсутствии штатных сотрудников среднесписочная численность тоже проставляется нулевая.

Как уже отмечалось, баланс является нулевым лишь формально: даже если бизнес «застыл» или прибыли принимают нулевые или отрицательные значения должен быть указан уставной капитал.

«Шапка» в бланке баланса должна заполняться целиком и содержать все реквизиты фирмы. Составление нулевой отчетности о финансовых результатах делается аналогично и тоже остается полупустым.

Составление нулевой отчетности самостоятельно

Как вы уже поняли, составление нулевой отчетности – обязательная процедура для любой фирмы или ИП. Рассмотрим, в каких формах подается нулевая отчетность.

  • Декларация УСН.

Составление декларации УСН подчиняется ряду строгих правил. Главная страница должна содержать данные об организации и налоговую ставку. Во всех графах, кроме 001, 010 и 020, ставим прочерки, как и во второй части (кроме графы 201). Для УСН производственные расходы учитываются в следующем году. Однако если величина расходов в расчетном периоде превысила прибыль, это значит, что осуществлялась какая-то деятельность, и доход облагается налогом по ставке, равной 1 %.

Ознакомьтесь с образцом составления нулевой отчетности в форме декларации УСН:

deklaraciya

  • Отчетность в ПФР и ФСС.

ИП, на которого работают наемные сотрудники, должен ежеквартально отчитываться ФСС и ПФР. Заполнению подлежат только графы, касающиеся общих сведений об объекте налогообложения, все остальные – тоже нулевые (в них ставятся прочерки и нули).

Порядок действий при составлении нулевой отчетности на бланке РСВ-1 следующий:

  • первый лист заполняется целиком, исключая поля, предназначенные для сотрудника ПФР;

  • в отчете, подаваемом впервые, указывают значение «000» в номере корректировки;

  • заполняют отчетный период;

  • важно не забыть проставить код;

  • излагают сведения о том, сколько в компании застрахованных работников и какова их средняя численность за год;

  • пишут нули во всех остальных графах.

Образец правильного составления нулевой отчетности выглядит так:

deklaraciya-1

Нулевая отчетность по 4-ФСС состоит из пяти страниц, первая из которых – титульный лист, а за ним идут таблицы 1, 3, 6 и 7 (на одной странице), 10.

  • Общая информация по заполнению 3-НДФЛ.

Для составления и подачи отчетности по НДС существует форма 3-НДФЛ, которая была утверждена приказом Федеральной налоговой инспекции 29.10.2014 г. Как правило, ее сдают в электронном виде. Этот вид отчетности используется и при общей системе налогообложения.

Обязательно нужно заполнять титульный лист с реквизитами компании и первую страницу формы: ИП должен указать свои ИНН, КБК, ОКТМО и сведения о себе, а в остальных графах проставить нули.

Важно иметь в виду, что до наступления указанной даты отчетные документы должны быть поданы и приняты соответствующими инстанциями. Если вы сдали нулевой отчет, а контролирующий орган его не принял, вы будете оштрафованы за несдачу нулевой отчетности. Поэтому о ее составлении следует позаботиться своевременно.

Налоговая инспекция взимает в подобных случаях следующие виды штрафов:

  • 1000 руб. за просрочку подачи нулевой отчетности;

  • 200 руб. за каждый недостающий документ;

  • должностные лица, виновные в несвоевременной подаче отчетности, наказываются штрафом до 500 руб.

Свои штрафные санкции есть у ФСС и ПФР:

  • 1000 руб. за подачу отчетности, в том числе нулевой, после установленного срока;

  • еще 1000 руб., если опоздание затянулось более чем на 170 дней;

  • 5000 руб. за несдачу двух и более отчетов.

Если у вас остались вопросы по теме, то предлагаем получить бесплатную консультацию специалистов компании «Бизнес Ресурс».

Почему десятки компаний Санкт-Петербурга предпочли услуги «Бизнес Ресурса»:

  • Экономия средств – до 30 % (по сравнению с бухгалтером в штате).

  • Компания поддерживает единый стандарт обслуживания 1С.

  • Компания оказывает комплексные бухгалтерские услуги, включая автоматизацию документооборота и оптимизацию налогов.

Подсчитайте, сколько ежемесячно стоит вашей компании содержание штатного/приходящего бухгалтера, и непременно звоните по телефонам:

  • 8 (951) 652-55-06;

  • 8 (931) 975-44-15.