Особенности выездной налоговой проверки

Особенности выездной налоговой проверки Статьи

В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – это определенный комплекс действий, включающий в себя следующие этапы:

  • Проверка первичной документации налогоплательщика (учетной, бухгалтерской и пр.), регистров бухучета, бухгалтерской и налоговой отчетности, хозяйственных контрактов, актов выполненных работ, внутренних документов и пр.
  • Осмотр и обследование объектов, которые налогоплательщик использует для получения прибыли, и помещений, в которых эти объекты хранятся (склады, торговые и производственные площади и пр.).
  • Инвентаризация имущества, которым владеет налогоплательщик.
  • Иные действия налоговых органов и их должностных лиц, которые выполняются там, где налогоплательщик пребывает, осуществляет свою деятельность, располагает объекты налогообложения, а также и в других местах вне самого налогового органа (статья 89 Налогового кодекса РФ).

Особенностью выездной налоговой проверки является тот факт, что в ней участвуют как налоговые инспекторы, так и проверяемые организации или ИП. При этом по инициативе налогового органа к контролирующему мероприятию могут привлекаться иные лица: эксперты, переводчики и т.д.

Выездные налоговые проверки проводятся с теми же целями, что и камеральные:

  • Контроль над вычислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.
  • Контроль над соблюдением законов о налогах и сборах, взыскание недоимок и пеней.
  • Привлечение должностных лиц к ответственности за налоговые правонарушения, профилактика таких нарушений.

Особенностью выездной налоговой проверки также является тот факт, что этих целей удается достичь специфическими методами. К примеру, только в ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов и объектов извлечения прибыли.

В ходе выездной налоговой проверки можно инспектировать деятельность организации только за три календарных года, предшествующих мероприятию (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ). Эта норма введена для того, чтобы установить срок давности и период прошлой деятельности налогоплательщика, которые доступны для проверки. При этом она не запрещает выполнять проверки в течение периодов, соответствующих текущему календарному году.

Налоговая инспекция не имеет права дважды проверять одни и те же налоги в течение одного и того же года. Однако ч.2 п.10 ст.89 НК РФ приводит два исключения из этого правила:

1) Если повторная проверка проводится:

  • Вышестоящей инспекцией, которая желает проконтролировать работу налогового ведомства, осуществлявшего первую проверку. Если в ходе вторичной налоговой проверки будут выявлены правонарушения, не замеченные ранее, то налогоплательщик не будет привлекаться за них к ответственности за исключением случаев, когда нарушения не были выявлены из-за сговора между налогоплательщиком и проверяющим органом.
  • Налоговым органом, который проводил первую проверку, если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию, сумма налогов в которой оказалась меньше заявленной ранее. В этом случае проверка может затрагивать только тот период, за который предоставлена уточненная декларация.

2) Если повторная проверка назначена по причине реорганизации или закрытия компании-налогоплательщика (п.11 ст.89 НК РФ).

Если ни одного из вышеперечисленных оснований нет, то налоговая инспекция не может провести повторную проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Выездная налоговая проверка может длиться не больше двух месяцев. Исключительные обстоятельства позволяют увеличить ее продолжительность на срок от четырех месяцев до полугода.

Особенности проведения выездной налоговой проверки позволяют осуществлять осмотр помещений и территорий, которые используются для извлечения прибыли или хранения объектов получения дохода, выполнять инвентаризацию собственности, выемку документации, объектов налогообложения и пр.

Особенности выездной налоговой проверки, ее виды и методы

Выездные налоговые проверки делятся на следующие типы:

  • Комплексные и тематические.
  • Плановые и внеплановые.

Тематическая выездная проверка охватывает только один вид налога. При комплексном инспектировании могут контролироваться сразу несколько налогов.

И тематические, и комплексные проверки могут проводиться двумя способами: сплошным или выборочным.

Способ налоговой проверки – это совокупность методов и приемов, которые позволяют налоговому органу выяснить, следовал ли налогоплательщик нормам законов о налогах и сборах в рамках исследуемого периода. Такие полномочия можно обнаружить в ходе анализа прав и обязанностей налоговых органов.

Чаще всего инспекторы используют метод сплошной проверки, так как решения, принятые по итогам выборочного мониторинга, легче признать недействительными.

При сплошном способе налоговые органы проверяют, устанавливают, истребуют и исследуют все имеющиеся у налогоплательщика документы. Речь идет о первичной документации, журналах и ордерах, кассовых книгах, книгах покупок и продаж, регистрационных сведениях о счетах-фактурах, учете прибыли и убытков, квитанциях, налоговых декларациях, хозяйственных контрактах и пр. Анализу подлежат документы за все налоговые периоды, которые должны быть охвачены проверкой.

Должностные лица налогового органа выполняют следующие действия:

  1. Проверяют:
  • Факт ведения учета налогоплательщиком.
  • Наличие документов, необходимых в соответствии с законодательством.
  • Факт предоставления отчетных документов в налоговые органы.
  1. Устанавливают:
  • Правильность выбора режима налогообложения, зависящего от вида деятельности.
  • Факты, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ приводят к возникновению обязанности по уплате налогов.
  • Соблюдение норм законов о налогах и сборах.
  1. Истребуют:
  • Необходимые документы и пояснения к ним у налогоплательщика.
  • Документы о налогоплательщике у сторонних лиц: организаций, партнеров, контрагентов.
  1. Исследуют:
  • Правильность ведения документов, указание в них необходимых реквизитов.
  • Правильность и полноту документооборота и учета.
  • Правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.
  • Полноту и верность начисления налогов, а также своевременность, полноту и верность их уплаты.
  • Своевременность и достоверность отчетов в налоговый орган.

Документы, предоставленные субъектом проверки, анализируются и сопоставляются с бумагами, полученными от сторонних лиц: организаций, партнеров и контрагентов налогоплательщика.

Записи в первичных документах и бухгалтерском и налоговом учете тщательно сверяются. На основании этих данных делается вывод о наличии или отсутствии налогового нарушения.

Если был выявлен факт налогового нарушения, то его событие и состав тщательно фиксируются, составляется доказательная база, доначисляются несобранные налоги и пени.

В ходе выездной проверки, осуществляющейся выборочным способом, под контроль подпадает лишь некоторая документация за определенные периоды. В рамках данной проверки выявляются систематические правонарушения, которые допускались во все налоговые периоды (налоговый орган распространяет их именно таким образом).

Выбор способа налоговой проверки происходит исходя из сведений о налоговом периоде, проверяемых налогах, виде деятельности организации и числе инспекторов.

Выездная налоговая проверка: особенности выбора участника

Выездные проверки проводятся в несколько этапов: от выбора налогоплательщиков, подвергающихся инспектированию, до исполнения решения, которое принимается после проверки.

На каждом этапе осуществляется определенный комплекс мероприятий и процессуальных действий, которые регламентированы Налоговым кодексом РФ.

На подготовительном этапе выездной налоговой проверки производится планирование процедуры: выбираются объекты, которые необходимо проверить, указываются сроки проведения контролирующих мероприятий, определяется вид налогов или сборов, а также период, который охватит проверка. Также изыскиваются кадровые ресурсы, которые будут в ней задействованы.

Следующим этапом процедуры становится подготовка к проведению выездной налоговой проверки. На этом этапе выполняется комплекс определенных мероприятий, которые осуществляются налоговой инспекцией и помогают углубить знания о налогоплательщиках, подлежащих проверке. Также подготовительный этап включает в себя ряд иных процедур, призванных создать благоприятные условия для эффективного контроля.

На этапах планирования и подготовки также проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск сведений о налогоплательщике.
  • Выявление риска налоговых нарушений.
  • Выбор налогоплательщиков, подлежащих проверке.
  • Составление плана будущих проверок с перечнем налогоплательщиков.
  • Предварительный анализ сведений о налогоплательщике, поиск недостающих данных.
  • Определение типа налогов и сборов, по которым будет проводиться проверка, и периодов, которые она охватит (также обозначаются потенциальные суммы доначисления и перечень мероприятий, которые будут осуществлены в ходе проверки).
  • Подсчет потенциальных временных и трудовых затрат, связанных с проверкой.
  • Согласование квартального плана выездных налоговых проверок.

При выборе налогоплательщиков, которые будут подвергнуты выездной налоговой проверке, инспекция использует собственные источники информации, а также сведения, полученные со стороны.

Когда все данные о налогоплательщиках собраны и обработаны, формируется так называемое досье на каждый объект, состоящий на учете в налоговой.

Информационные ресурсы самой налоговой службы, в которых содержатся сведения об объектах налогообложения, могут использоваться как при составлении перечня налогоплательщиков для контроля, так и при предварительном анализе.

Выбор налогоплательщиков, которых необходимо проверить, проводится в несколько этапов:

Этап 1. Выяснение, скольких налогоплательщиков можно включить в план проведения выездных налоговых проверок. Документ составляется на один ближайший квартал и учитывает загруженность каждого налогового инспектора в течение последних двух лет.

Этап 2. Составление перечня налогоплательщиков, которых нужно в обязательном порядке включить в план проверок.

Этап 3. Выявление налогоплательщиков, которых нужно включить в план проверок в первую очередь. Такое решение принимается на основании:

  • Итогов камеральной налоговой проверки, анализа бухгалтерских и налоговых документов (в части налогов и других обязательных платежей в бюджет).
  • Заключения должностного лица, занимавшегося анализом главных финансовых показателей предприятия, подлежащего проверке. Такой анализ проводится по отраслевому принципу с применением автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».

Этап 4. Выбор налогоплательщиков, контроль над которыми является приоритетным.

Таковыми считаются следующие налогоплательщики:

  • Субъекты, предложенные по результатам камеральной проверки, в отношении которых еще одна выездная проверка будет целесообразной.
  • Налогоплательщики, систематически нарушающие процедуру сдачи отчетности, необходимой для расчета налогов, не соблюдающие ее сроки и объемы.
  • Субъекты, на которых в ходе последней выездной проверки были выявлены серьезные нарушения.
  • Налогоплательщики, которые замешаны в схемах ухода от налогов.
  • Взаимозависимые субъекты.
  • Налогоплательщики, в отношении которых была получена информация из внешних источников об уклонении от налогов.
  • Предприятия, затраты которых растут слишком быстрыми темпами по сравнению с темпами роста прибыли от продаж товаров, работ или услуг.
  • Компании, в которых сумма налогов и сборов уменьшилась, хотя прибыль продолжает расти.
  • Предприятия, в налоговой отчетности которых уже несколько периодов отражаются убытки или минимальная прибыль.
  • Налогоплательщики, 80% налогов которых составляет налог на добавленную стоимость (также в течение нескольких периодов).
  • Субъекты, которые представляли уточненные налоговые декларации больше пяти раз в течение одного периода (и по одному налогу).
  • Компании, которые платят своим работникам зарплату на уровне ниже прожиточного минимума (установленного МРОТ) и т.д.

Если потенциальные субъекты налоговой проверки являются равноценными по риску выявления налоговых нарушений, то предпочтение будет отдано компаниям, которые имеют максимальную выручку от реализации товаров или услуг, самый большой штат, крупные суммы налогов и сборов в бюджет, а также доначисленных платежей, пеней и штрафов.

Этап 5. Составление годового перспективного списка субъектов для включения в планы налоговых проверок.

Такой план, как правило, подготавливается не позднее, чем за 10 дней до начала квартала, следующего за отчетным. Этот документ является конфиденциальным, налоговые ведомства и их сотрудники не могут разглашать содержащиеся в нем сведения.

Каковы порядок и особенности проведения выездной налоговой проверки

В п.1 ст.89 Налогового Кодекса Российской Федерации прописано, что выездные налоговые проверки могут проводиться по решению руководителя налоговой службы или его заместителя. Форму такого решения можно найти в приложении 1 к Приказу ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@, которое утверждает все формы документов, необходимых для осуществления налогового контроля. В нем также прописано, на каких основаниях и в каком порядке могут продлеваться сроки этих процедур, как должны взаимодействовать налоговые органы, запрашивающие документы у налогоплательщика, каковы требования к акту о проведении налоговой проверки.

В соответствии с п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в решении о назначении мероприятий налогового контроля указываются следующие сведения:

  • Полное и сокращенное название субъекта контроля.
  • Предмет контроля (точность начисления и уплаты налогов и сборов).
  • Периоды, которые охватывает контроль.
  • Фамилии и должности сотрудников налогового органа, которые будут осуществлять контроль.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев. Если день окончания этого срока приходится на выходной или праздник, то последним днем проверки считается следующий за ним рабочий день.

В финальный день субъекту проверки выдается справка о проведении контролирующего мероприятия, в которой указываются его сроки и предмет.

В некоторых ситуациях проверка может длиться от четырех месяцев до полугода (в соответствии с Приказом ФНС РФ № САЭ-3-06/892@).

На каких основаниях выездная налоговая проверка может продлеваться:

  • Контроль над крупным налогоплательщиком.
  • Поступление новой информации от правоохранительных органов во время проверки (сведения должны касаться потенциального нарушения налогового законодательства, которые нуждаются в дополнительной проверке).
  • Форс-мажорные обстоятельства в компании, подлежащей проверке.
  • Наличие обособленных подразделений (ОП) у субъекта проверки:
  • Четыре и более ОП – до четырех месяцев.
  • Менее четырех ОП – до четырех месяцев, если подразделения уплачивают не меньше половины общей суммы налогов или владеют не менее чем половиной имущества субъекта.
  • 10 и более ОП – до полугода.
  • Непредставление субъектом проверки документов, необходимых для контроля.
  • Иные обстоятельства.

Ввиду наличия последнего пункта, перечень оснований, по которым сроки выездной проверки могут увеличиваться, становится открытым. В случае необходимости руководитель налогового органа сможет применить этот пункт в любой удобной ему форме, чтобы увеличить срок проверки до полугода.

Чтобы продлить срок контролирующего мероприятия, налоговое ведомство обязано предоставить соответствующий запрос в вышестоящую налоговую инстанцию.

В некоторых ситуациях налоговый орган может остановить контролирующее мероприятие, но не больше чем на полгода.

Во время проверки налоговики могут требовать и изымать любые необходимые им документы. Однако стоит отметить, что выемка бумаг может производиться только в тех случаях, когда у инспекторов есть основания предполагать, что в документах имеются серьезные нарушения налогового законодательства, и налогоплательщик может попытаться их сокрыть, изменить или уничтожить. Таким образом, действия налогового органа должны подкрепляться мотивированным постановлением (Письмо Минфин от 06 марта 2009 г. № 03-02-07/1-113).

Руководство компании, подлежащей проверке, получает требование представить определенные документы (с перечнем их наименований, реквизитов и пр.). Бумаги передаются в виде нотариально заверенных копий в течение 10 рабочих дней. Если документы не будут предоставлены, то налоговый орган может привлечь предприятие к административной ответственности по п.1 ст.126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 50 рублей за каждый отсутствующий документ.

В течение двух месяцев и пяти дней с момента окончания проверки налоговый орган должен составить справку и акт о ней, подписать документы у всех лиц, участвующих в проверке, и предоставить их субъекту контроля.

Особенности выездной налоговой проверки обособленных подразделений

Показатели Камеральная проверка обособленного подразделения (ОП) Выездная проверка
Филиала или представительства обособленного подразделения (ОП) Любого ОП в рамках проверки всей организации
Какие налоги могут проверить Налоги, отчетность по которым сдается по месту нахождения ОП:

·          Налог на прибыль.

·          Налог на имущество, если ОП имеет отдельный баланс.

·          Транспортный налог.

·          Земельный налог.

·          ЕНВД.

Региональные и местные налоги:

·          Налог на имущество.

·          Транспортный налог.

·          Земельный налог.

Любые налоги, перечисленные в решении о проведении проверки организации
Кто проводит проверку Инспекция по месту нахождения ОП Инспекция по месту нахождения организации
Кому вручают документы в ходе и по результатам проверки Требование о представлении документов, акт проверки, решение по ней вручают Решение о проведении проверки, требование о представлении документов, справку о проверке, акт проверки, решение по ней вручают
– руководителю ОП, если у него есть доверенность на получение указанных документов – руководителю головной организации или лицу в головной организации, имеющему доверенность на их получение
Срок проведения проверки Три месяца со дня подачи декларации Один месяц со дня вынесения решения о проведении проверки Срок для проверки каждого ОП в отдельности не установлен*

 

* Сроки контролирующего мероприятия в целом могут быть продлены с положенных двух месяцев в зависимости от количества обособленных подразделений:

  • <Или> до четырех месяцев – при наличии четырех и более ОП или менее четырех ОП, уплачивающих половину налогов или владеющих половиной собственности.
  • <Или> до полугода – при наличии 10 и более ОП.

К слову, оспорить итоги проверки по формальному основанию – за нарушение сроков – не всегда возможно. Суд может и не отменить назначенные доначисления, если налоговики превысили сроки проверки (например, вышли за рамки месяца, отведенного на самостоятельную проверку филиала или представительства), к примеру, на три дня.

Приведем несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выездной налоговой проверки:

  • При выездной проверке филиалов (представительств)

В ходе самостоятельной проверки филиала (представительства) контролю подлежат только те же налоги в тот же период, который проверялся в головной фирме. Это не противоречит закону, так как не является повторной проверкой.

Вы можете не представлять на проверку документы, касающиеся исчисления и уплаты федерального налога, даже если в постановлении о самостоятельной выездной проверке филиала (представительства) они прописаны.

Если проверка филиала или представительства проводится по федеральному налогу, то требование о предоставлении документов игнорировать нельзя. Составьте в письменном виде объяснение, укажите, что вы должны представлять для проверки документы, касающиеся только региональных или местных налогов, и поэтому присылать бумаги по этому требованию вы не будете.

  • При выездной проверке ОП в рамках проверки всей организации

Чтобы провести такую проверку, специальное разрешение не требуется. Инспекция может запросить у вас документы по любому вашему ОП.

Если документы об ОП не могут быть предоставлены в срок из-за дальности расположения подразделения, то об этом необходимо уведомить налоговый орган. В уведомлении указывается причина, по которой документы не могут быть переданы, и сроки, в которые вы обязуетесь направить их в инспекцию. Оформить такое уведомление нужно в течение дня, следующего за днем получения требования.

Процедура проверки подразделений ничем не отличается от контроля над основной организацией. Решение о привлечении к налоговой ответственности по результатам проверок филиалов или представительств, а также взыскание налогов, пеней и штрафов производятся в отношении головной организации, так как подразделение не является индивидуальным налогоплательщиком. Документы, в которых филиал или представительство указывается как лицо, привлекаемое к налоговой ответственности и обязанное выплачивать недоимки, пени и штрафы, можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или оспорить в судебном порядке по формальному основанию.

Каковы особенности выездной налоговой проверки по налогу на прибыль

Главным документом, который используется камеральным инспектором, является декларация. Если во время проверки обнаруживаются ошибки или несоответствие показателей, то субъект проверки должен будет объяснить и документально подтвердить показатели декларации (п.3 ст.88 НК РФ).

Помимо сведений, предоставленных субъектами, инспектор может пользоваться:

  • Документами, полученными в ходе предыдущих проверок.
  • Информацией, полученной от фондов, правоохранительных органов и иных учреждений.
  • Данными ранее проведенной камеральной проверки.
  • Свидетельствами третьих лиц.

Чтобы получить как можно более полные сведения, инспектор может запросить документы из других учреждений в порядке обмена информацией.

Во время проверки налоговики применяют автоматизированную систему анализа расхождений в сведениях. Для этого разработаны специальные формулы и ПО, находящееся в служебном использовании. Автоматическая проверка подразумевает:

  • Сравнение сведений в декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности.
  • Сопоставление темпов роста доходов и расходов в течение разных периодов.
  • Оценку достоверности сведений в декларации и их контрольных соотношений.
  • Проверку соответствия показателей требованиям налогового законодательства, например, ст.40 НК РФ.
  • Определение налоговой нагрузки.

Некоторые показатели по определенным типам отчетности могут не противоречить закону, но не соответствовать данным, ожидаемым налоговой службой. Субъект проверки должен будет подтвердить показатели и объяснить причины расхождения.

Возможные расхождения, выявленные при проверке Причины, прописываемые в пояснениях
Расхождение темпов роста доходов и расходов Возникновение ситуации, требующей дополнительных материальных затрат
Несопоставимость расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности Различные формы списания расходов (например, применение амортизационной премии в налоговом учете)
Несопоставимость доходов в бухгалтерской и налоговой отчетности Различные формы признания видов доходов. Суммы могут расходиться на производствах с длинными циклами, при операциях с ценными бумагами, безвозмездном получении собственности
Несовпадение контрольных показателей Зависит от конкретного показателя. Например, зачастую возникает несовпадение выручки от реализации в декларациях по прибыли и НДС, вызванные несовпадением определяемой базы
Низкая налоговая нагрузка Внутренние причины, связанные с деятельностью компании

Пояснения, которые даются во время камеральной проверки, должны быть подробными и документально подкрепленными.

Допустим, возникла ситуация, при которой в полученных данных возникли расхождения показателей. ООО «ААА» вовремя предоставило сведения по итогам первого квартала 2015 года. Выручка в декларации по НДС составила 1 млн. 300 тыс. рублей, доход в декларации по прибыли – 1 млн. 130 тыс. рублей. Разница показателей – 170 тыс. руб.

Во время проверки компания пояснила, почему возникло расхождение. Разница обусловлена включением в базу начисления НДС цены безвозмездно переданной собственности, не являющейся объектом формирования базы, облагаемой налогом.

В случае если расходы превышают доходы, в декларации прописывается убыток. При предоставлении таких данных налоговый инспектор потребует документы, указывающие на причины отсутствия прибыли.

Показатели Оправдательные документы
Доходов от продажи, имеющихся расходов Налоговые регистры доходов и расходов, расшифровки
Иных доходов и расходов, не связанных с продажей Регистры, расшифровки, контракты
Осуществленных сделок Контракты, список контрагентов, расшифровки долгов
Зарплаты Штатное расписание, лицевые счета
Иные формы, подлежащие проверке

Субъект проверки может сам определить список первичных документов и налоговых регистров, позволяющих ему подтвердить и оправдать данные.

Если в декларации налога на прибыль появилась меньшая сумма, то авансовые платежи будут возвращены на счет компании или в счет других обязательств только по завершении камеральной налоговой проверки.

Один из главных показателей – это налоговая нагрузка, которая рассчитывается как доля налога в величине дохода (в процентах). Для расчета показателя применяют следующую формулу:

Нн = Н/(Др+Двн), где

Нн – налоговая нагрузка на прибыль; Н – сумма налога к уплате; Др и Двн – доход, полученный при текущей деятельности, и внереализационный доход соответственно.

Допустим, компания «ААА», занимающаяся торговлей, по итогам первого квартала своевременно сдала всю отчетность по налогу на прибыль. Задекларированный доход составил 350 тыс. рублей, внереализационный – 150 тыс. рублей. Сумма налога к уплате – 30 тыс. рублей. Налоговая нагрузка определяется по формуле: 30 000/(350 000+150 000)=0,06 или 6% (нагрузка больше 1% является нормой для торговых компаний).

Имеющиеся сведения сравниваются по отраслевым показателям. Также в ходе проверки отслеживается динамика корректировки данных в различные периоды. Показатели, значительно отличающиеся от средних, потребуют пояснений в налоговый орган. Оправдательными аргументами может служить следующее:

  • Расширение сферы влияния, изменения в финансово-хозяйственной деятельности, что привело к увеличению расходов.
  • Увеличение зарплат и премий, что также повлекло за собой рост затрат.
  • Отсутствие внереализационных доходов, которые имелись раньше.
  • Увеличение конкурентоспособности компаний, предоставляющих аналогичные услуги или реализующих похожие товары, что привело к увеличению расходов на рекламу.

Налогоплательщик должен предъявить пояснительные документы в течение пяти рабочих дней. При обнаружении явной арифметической ошибки налоговый орган может предложить субъекту внести поправки в отчеты. Предоставление документов в ИФНС имеет следующие особенности:

  • Пояснения даются в произвольной форме.
  • Предоставляются копии документов.
  • Бумаги группируются, сшиваются и заверяются по правилам делопроизводства. Руководитель может заверять всю пачку прошитых документов.
  • При сшивке должна соблюдаться целостность бумаг и реквизитов.
  • Документы в пачке должны иметь сквозную постраничную нумерацию.
  • Список прилагаемых бумаг указывается в сопроводительном письме.

Если требования налоговой инспекции о предоставлении документов будут проигнорированы, то это может привести к тому, что расчетный счет организации будет закрыт (п.3 ст.76 НК РФ), а шансы на очередную выездную проверку увеличатся.

В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки по НДС

Субъекты, уплачивающие налог на добавленную стоимость, подлежат выездной проверке по НДС. Контролирующее мероприятие может проводиться для проверки соблюдения законодательства в части начисления и уплаты этого вида налога. Например, незаконного возмещения НДС и пр.

Если субъект проводит два вида операций: подлежащие и не подлежащие налогообложению, то он должен учитывать НДС по отдельности для каждого вида. Именно этот факт и проверяется при налоговом контроле.

Особенностью выездной налоговой проверки по НДС является тот факт, что ее предметом служит правильность вычисления и своевременность внесения налога при выполнении хозяйственных операций со стороны субъекта.

Обратите внимание, что в соответствии с позицией ФНС РФ в один и тот же налоговый период может проводиться и камеральная, и выездная проверка по НДС. Об этом свидетельствует Письмо от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529.

Кроме того, зачастую возникают ситуации, когда выездная проверка субъекта проводится сразу же после камеральной. Оба контролирующих мероприятия охватывают один и тот же период. Также налоговый орган в рамках выездного инспектирования может заново проверить все периоды уплаты НДС, которые уже были охвачены камеральной проверкой.

Контролирующее мероприятие будет назначено в адрес любого налогоплательщика, который подозревается в реализации схем минимизации налогов или ухода от них. Также налоговые органы обращают внимание на предприятия, результаты финансово-хозяйственной деятельности которых вызывают подозрение о совершении налоговых нарушений (например, ведение неразделенного учета НДС, незаконное возмещение этого налога и пр.).

Так, организации, которые получили возмещение по НДС по итогам камеральной проверки и по решению налоговой инспекции, могут лишиться права на эти выплаты и обязаны будут вернуть перечисленные средства обратно в бюджет, если по итогам выездной проверки возникнет подозрение, что решение ИФНС РФ было незаконным.

Если учитывать эти факты, то можно сделать вывод, что избежать спора с налоговой службой РФ, касающегося требований возврата ранее полученных компенсаций по НДС, бывает весьма проблематично.

Результаты контролирующего мероприятия фиксируются в виде акта, в котором находят отражение все выявленные нарушения или отсутствие таковых. Особое внимание уделяется обязанности по ведению раздельного учета НДС, добросовестному осуществлению деятельности, недопущению незаконных компенсаций НДС и пр.

Субъект проверки должен принять соответствующий акт и в случае необходимости обжаловать его в течение 15 дней с момента получения. Если никаких действий в защиту своих прав субъектом принято не было, налоговый орган принимает окончательное решение в течение 10 последующих дней.

Руководитель налогового ведомства или его заместитель может принять одно из следующих решений (п.7 ст.101 НК РФ):

  • О наступлении ответственности за допущенные правонарушения.
  • Об отказе в привлечении к ответственности за нарушения.

В решении обязательно указываются:

  • Сроки обжалования принятого решения.
  • Порядок его обжалования.

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением и видит в нем ущемление своих прав, то он может обжаловать все акты о действии или бездействии налоговых органов, подписанные по итогам камеральных и выездных проверок. Также обжалованию подлежат иные документы, фиксирующие итоги контролирующих мероприятий, рассмотрение материалов, а также принятые налоговыми органами решения.

С 1 января 2014 года вступило в силу решение, согласно которому все акты, принятые налоговыми службами, и действия их должностных лиц сначала обжалуются в вышестоящем налоговом органе и только потом в Арбитражном суде.

Каковы особенности выездной налоговой проверки по НДФЛ

Все налоговые агенты должны исчислять, удерживать и перечислять суммы налога на доходы физических лиц (п.1 ст.226 НК РФ). Чаще всего во время выездных налоговых проверок контролируются и эти вопросы.

Однако необходимо помнить, что некоторые организации не являются налоговыми агентами по всем типам выплат и налоговых правоотношений, следовательно, они не обязаны платить НДФЛ и отчитываться по некоторым видам налога. Например:

  • По материальной выгоде от кредитных средств (п.2 ст.212 НК РФ).
  • По выплатам для физических лиц, покупающих имущество у организации (пп.2 п.1 ст.228 НК РФ).
  • По выплатам физическим лицам выигрышей (пп.5 п.1 ст.228 НК РФ).

Особенностями выездных налоговых проверок в таких организациях будет не только контроль над начислением, взиманием и уплатой налога на доходы физических лиц, но и сбор информации о доходах, подлежащих декларированию в части НДФЛ (о доходах физлиц от продажи имущества, о материальной выгоде при экономии на процентах по кредитам). Впоследствии эту информацию отправляют по месту жительства физлиц, что помогает контролировать и принимать меры к подаче деклараций и уплате данного налога.

Поделиться статьей с друзьями:

Маркетолог с 9 летним опытом - специализируюсь на комплексном продвижении сайтов и увеличении продаж. Есть интересный проект? - пишите в личные сообщения

Оцените автора
Бизнес Ресурс