Ведение бухгалтерской отчетности

Ведение бухгалтерской отчетности

Ведение бухгалтерской отчетности: своими силами или с привлечением специализированной фирмы

Ведение бухгалтерской отчетности: своими силами или с привлечением специализированной фирмы

Профессиональные бухгалтеры различных фирм всегда точно представляют положение дел обслуживаемых организаций, их финансовое состояние, наличие достаточного количества оборотных средств для погашения своих обязательств. Именно ведение бухгалтерской отчетности дает возможность узнать, эффективно ли предприятие, справляется ли юридическое лицо с уставными задачами, добивается ли своих целей.

Особенности ведения бухгалтерской отчетности на предприятии

Неважно, какую деятельность осуществляет юридическое лицо, коммерческую или нет, ведение бухгалтерской отчетности всегда сопряжено с высоким уровнем ответственности. Такая работа требует от специалиста способности анализировать, аккуратности. А также важно непрерывно отслеживать состояние государственной нормативной базы, всех предусмотренных законом актов, регулирующих правила ведения бухгалтерской отчетности организаций.

Отметим, что основная сложность в этом случае – это тот факт, что государство все время стремится улучшить нормативную базу, стандартизирует отчетность для разных юридических лиц, чтобы она соответствовала международным стандартам. По этой причине нормативная база ведения бухгалтерской отчетности периодически претерпевает изменения.

После появления любого новшества бухгалтеры должны своевременно отреагировать на него, обновить правила ведения данного вида отчетности, так как неточности в этом деле способны нанести серьезный вред вашей деятельности.

При ведении бухгалтерской отчетности выполняется сразу ряд задач.

Безусловно, такая работа дает возможность получать все требуемые данные для продуктивного управления компанией. Отчетность отражает имущество фирмы, распределение ее финансов, источники доходов. Поэтому ежедневное, аккуратное ведение бухгалтерской отчетности дает руководству полные и достоверные данные о развитии предприятия.

Кроме того, пользуясь информацией, собранной в процессе ведения учета и бухгалтерской отчетности, вы вовремя подготовите финансовые, налоговые документы, подаваемые в контролирующие инстанции. Подчеркнем, что эта процедура обязательна, нарушение компанией сроков подачи необходимых бумаг карается как минимум штрафом. В худшем случае может иметь место даже судебное разбирательство, арест имущества, заморозка счетов. Лишь благодаря ежедневному ведению бухгалтерской отчетности удается в срок подготавливать отчетные документы, требуемые государством.

Пожалуй, последняя важная задача: опираясь на информацию, полученную благодаря ведению бухгалтерской отчетности, руководство может отчитываться акционерам о процессах в компании. Кроме того, эти сведения оказываются полезны партнерам, клиентам фирмы, инвесторам, банкам. Получается, такого рода отчетность – это важный источник данных о работе юридического лица, стабильности его финансовых показателей.

Основные виды ведения бухгалтерской отчетности

В любой компании логическим завершением бухгалтерского учета является подготовка финансовой отчетности. Последняя представляет собой совокупность сведений, занесенных в таблицы установленного образца. Данная информация говорит о характеристиках хозяйственного, имущественного положения предприятия за конкретный период.

Отчетность, вне зависимости от вида, выполняет такие функции:

  • Информационную. Формы содержат сведения, необходимые заинтересованным лицам, а именно руководителям, собственникам имущества фирмы, учредителям, инвесторам, кредиторам. По ней можно узнать проводимые компанией хозяйственные операции.

  • Контролирующую. Финансовая отчетность подается в контролирующие инстанции, то есть в налоговую и органы статистики, которые, в свою очередь, делают по ней выводы о продуктивности работы организации.

Цели составления влияют на тип бухгалтерской отчетности. Всего их три:

  1. Управленческая. Как видно из названия, она нужна управленцам, собственникам для оценки деятельности фирмы по полученным данным и для увеличения продуктивности работы.

  2. Статистическая. Помните, что отчетность подается в органы статистики, включает в себя информацию об отдельных показателях фирмы. Подчеркнем, что в случае несвоевременного предоставления компанию ждут штрафные санкции.

  3. Бухгалтерская. В этом случае в роли источника выступают данные бухгалтерского учета. Здесь содержится информация о финансовом, имущественном состоянии компании за определенный период (год, месяц, квартал). Даже при условии, что организация имеет минимальную активность, финансовая отчетность позволяет определить эффективность функционирования, показать владельцам целесообразность продолжения дела.

Правила ведения бухгалтерской отчетности требуют вести годовую (для коммерческих, некоммерческих организаций), промежуточную, внутреннюю отчетность. Алгоритм, особенности формирования отчетных документов устанавливаются рядом правовых актов, таких как ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» и приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.

Требования ведения бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность входит в перечень базовых отчетов и предоставляется в налоговые органы, поэтому при ее ведении должно выполняться большее количество требований. Поговорим о них:

  1. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, безусловно, должно быть достоверно, важно, чтобы предоставляемая информация была полной. Отчетность подготавливается без утаек, искажения сведений. Поэтому требуется составлять ее, строго соблюдая все фиксируемые законом нормы.

  2. Нейтральность, связанная с исключением удовлетворения интересов одних групп пользователей за счет других. Важно понимать, что подача неточных сведений может стать причиной управленческих ошибок.

  3. Целостность, внесение в отчетность полного объема данных по дочерним компаниям, филиалам.

  4. Последовательность, то есть выполнение фирмой всех правил, указанных в учетной политике. Отметим, что все изменения последней утверждаются в установленном порядке.

  5. Существенность. Априори полная достоверность при ведении бухгалтерской отчетности невозможна без внесения всех существенных сведений. При этом руководитель сам решает, что именно входит в данное положение.

  6. Сопоставимость. Это возможность сравнения показателей текущей отчетности с аналогичными сведениями за истекшие периоды. Поэтому при изменении вида представления информации необходимо сообщить об этом в пояснительной записке.

  7. Своевременность. Любые сведения требуется отражать в срок. В отчете за первый квартал не место данным за прошлый год. Промежуточная, итоговая отчетности должны подаваться в налоговую в установленные для них периоды. Подчеркнем, что данное требование распространяется на всю отчетность.

  8. Осмотрительность. Формирование скрытых резервов, ведение учета лишь тех доходов, которые действительно получены, недопустимо. Однако при планировании расходов разрешается указание более высокой суммы, поскольку при этом рассчитываются риски, производственный брак.

  9. Непротиворечивость. Информация в первичных учетных документах и цифры отчетности должны соответствовать друг другу. Содержание разных отчетов за один период не может отличаться.

  10. Рациональность. Все бухгалтерские операции, их учет должны происходить согласно масштабу фирмы. Отчет не может включать несущественные данные.

  11. Унифицированность. Все отчеты составляются по формам, установленным Минфином РФ. Более того, они снабжены классификационными номерами.

  12. Постоянство. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности обязательно производится непрерывно. Нельзя, чтобы какой-то период не был заполнен.

Все эти требования логичны, выполнимы. С их помощью, спустя несколько лет учета, компания получит общую картину состояния своих дел.

Как происходит составление и ведение бухгалтерской отчетности

Показатели бухгалтерской отчетности формируются в системе бухгалтерского учета.

Цикл работы по учету за любой месяц в межотчетном периоде делится на три этапа:

  1. Обработка первичных документов (реестров первичных документов), представляемых материально ответственными лицами, формирование накопительных, группировочных ведомостей.

  2. Систематизация первичных документов в учетных регистрах.

  3. Сбор информации об объектах учета на счетах Главной книги согласно итоговым показателям учетных регистров. Показатели Главной книги (обороты по дебету, кредиту счетов, остатки) требуются для бухгалтерской отчетности. Если потребуется, могут использоваться данные регистров аналитического учета.

В порядок ведения бухгалтерской отчетности входят:

  • проверка записей на счетах бухгалтерского учета, устранение ошибок;

  • уточнение оценки присутствующих в бухгалтерском учете активов, пассивов;

  • отражение финансового результата работы компании;

  • заполнение форм отчетности.

Проверить полноту, отсутствие ошибок в записях по счетам бухгалтерского учета помогут известные методы, чей выбор зависит от используемой формы бухгалтерского учета.

Чаще всего записи на счетах бухгалтерского учета проверяются по таким направлениям:

  • сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов-оснований для записей;

  • сравнивают обороты, остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);

  • сравнивают обороты, остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими цифрами аналитического учета.

Чтобы сличить обороты, остатки по всем синтетическим счетам, подготавливают оборотно-сальдовую ведомость.

banner_BR

Организация ведения бухгалтерской отчетности в компании

За составление, сдачу бухгалтерской отчетности отвечает главный бухгалтер фирмы или сам руководитель. Второй вариант возможен, если в штате нет главного бухгалтера. Также эту функцию может выполнять специализированная компания, с которой вы подписали договор ведения бухгалтерской отчетности.

В большинстве случаев, руководитель фирмы не обладает достаточным объемом знаний о бухгалтерском учете, поэтому не может подготавливать такую отчетность.

Если говорить о главном бухгалтере, то он, безусловно, такими навыками владеет. Однако обычно он работает один, то есть никто не может его проверить. Поэтому у него всегда есть возможность указать в балансе цифры по своему усмотрению. Так может сложиться ситуация, в которой у вас потеряется прибыль либо будет завышен убыток, пр.

Ведение бухгалтерской отчетности организациями, предоставляющими вам по договору удаленный учет, представляет собой самый экономичный и рациональный выход. Обычно в такого рода фирмах работают специалисты различного уровня, они проверяют друг друга, дают советы в нетипичных ситуациях.

Почему заказ услуги по ведению бухгалтерской отчетности – это выгодно

Давайте обсудим выгоды ведения бухгалтерской отчетности в аудиторской фирме:

  • Экономия.

Так, для ведения бухгалтерской отчетности любой компании требуется оплачивать работу минимум одного бухгалтера. Когда организация довольно большая, приходится содержать целый отдел.

Очевидно, что для маленьких фирм описанный способ ведения бухгалтерской отчетности слишком затратный, даже крупные предприятия могут ощутить на себе нехватку денег, низкую квалификацию работников отдела.

  • Конфиденциальность.

Заключив договор о ведении бухгалтерской отчетности с аудиторской фирмой, управленцу нечего бояться, что конкуренты получат доступ к коммерческой тайне. Всегда может иметь место утечка сведений, если отчетность ведется в рамках того же юридического лица. Ведь никто не гарантирует лояльность абсолютно всего коллектива, занимающегося финансами.

  • Безопасность.

При ведении бухгалтерской отчетности критически важен грамотный подход к документам. При серьезных ошибках штатного бухгалтера, компанию ждет солидный ущерб. И даже если специалист понесет за это материальную ответственность, не всегда она перекроет потери. Но допустим, что эти ошибки навредят репутации компании, тогда ее спасение в принципе маловероятно.

По договору о ведении бухгалтерской отчетности вы можете заранее предусмотреть полную ответственность аутсорсера за результаты работы. Бухгалтерские фирмы страхуют свою ответственность, что гарантирует полное возмещение материального ущерба, если его причиной станут ошибки в ведении бухгалтерской отчетности.

Если у вас остались вопросы по теме, то предлагаем получить бесплатную консультацию специалистов компании «Бизнес Ресурс».

Почему десятки компаний Санкт-Петербурга предпочли услуги «Бизнес Ресурса»:

  • Экономия средств – до 30 % (по сравнению с бухгалтером в штате).

  • Компания поддерживает единый стандарт обслуживания 1С.

  • Компания оказывает комплексные бухгалтерские услуги, включая автоматизацию документооборота и оптимизацию налогов.

Подсчитайте, сколько ежемесячно стоит вашей компании содержание штатного/приходящего бухгалтера, и непременно звоните по телефонам:

  • 8 (951) 652-55-06;

  • 8 (931) 975-44-15.


Возврат к списку