Защита малого бизнеса от проверок

Защита малого бизнеса от проверок Статьи

Любой бизнесмен подвергается проверке множеством надзорных инстанций: Роспотребнадзором, Ростехнадзором, МЧС, УГАДН, региональными, муниципальными органами контроля. Отметим, что при неправомерных действиях обычно больше страдает малый и средний бизнес. Поэтому предлагаем рассмотреть рекомендации и пояснения, которые будут полезными при оказании таким субъектам правовой помощи. Далее поговорим, каким образом должна выстраиваться защита малого бизнеса от проверок.

Рекомендации о том, как должна строиться защита малого бизнеса от проверок

Одно из ключевых положений в правовом регулировании вопросов правовой защиты юридических лиц, ИП принадлежит ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Но давайте сразу обозначим, на какую область он распространяется, так как это будет важно для защиты малого бизнеса от проверок.

В деле защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что ст. 1 вышеупомянутого ФЗ гласит: его нормы, фиксирующие порядок подготовки и осуществления контролирующих мероприятий, не могут быть применены:

  1. К действиям, направленным на контроль, если для этого не нужна помощь инстанций, осуществляющих надзор на государственном, муниципальном уровне с юридическими лицами, ИП. А также когда от перечисленных лиц не требуется предоставления данных, исполнения требований, обозначенных соответствующими органами.
  2. Во время осуществления оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия.
  3. При прокурорском надзоре (помимо осуществления проверок по приказу прокурора соответствующими инстанциями государственного, регионального уровня), правосудии, ведении административного расследования также действует временная защита малого бизнеса от проверок.
  4. При производстве по делам о несоблюдении антимонопольного законодательства РФ.
  5. При выяснении причин, по которым произошли аварии, несчастные случаи на производстве, инфекционные, массовые неинфекционные заболевания (отравления, поражения) людей, животных, растений, причинен вред экологии, имуществу граждан, юридических лиц, государственному, муниципальному имуществу.
  6. При выяснении причин, по которым имели место чрезвычайные природные, техногенные ситуации и потребовалась дельнейшая ликвидация их последствий.
  7. К действиям, целью которых является недопущение незаконного применения инсайдерских данных, манипулирования рынком.

Одним из обязательных пунктов защиты малого бизнеса от проверок является понимание предпринимателей, что по ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель, уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право:

  1. Наблюдать за осуществлением мероприятий по контролю, отвечать на вопросы, относящиеся к объекту проверки.
  2. Получать от представителей надзорных инстанций информацию, относящуюся к объекту проверки, когда ее предоставление предусмотрено законом в рамках защиты малого бизнеса от нарушений во время проверок.
  3. Знакомиться с итогами мероприятий, а также указывать в акте проверки факт ознакомления, согласия/несогласия с ними, а также с рядом действий осуществляющих контроль должностных лиц.
  4. В рамках защиты малого бизнеса обжаловать в административном/судебном порядке действия или их отсутствие в работе проверяющих, результатом которых стали нарушение прав юридического лица, ИП.

Отметим, что если во время проверки представители контролирующей инстанции допустили серьезные нарушения, ее итоги не могут быть восприняты как доказательства нарушения закона хозяйствующим субъектами, то есть в рамках защиты малого бизнеса от проверок должны быть отменены вышестоящим органом либо судом по заявлению бизнесмена.

Чтобы легче было вести защиту своего малого бизнеса от нарушений при проверках, отметим, что грубыми нарушениями считаются: несоблюдение частоты ведения плановых проверок, осуществление контрольных мероприятий без оснований, несоблюдение срока уведомления и проведения проверок, начало мероприятий без распоряжения, запрос документов, не имеющих отношения к объекту контроля, осуществление мероприятий без распоряжения/приказа руководства соответствующего органа, непредставление акта.

Совершение данных нарушений карается административной ответственностью в качестве защиты малого бизнеса от проверок. К данной ответственности привлекаются представители контролирующих инстанций по ст. 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного надзора требований законодательства о государственном надзоре».

Также для защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что делать в ситуации, при которой от бизнесмена требуют получить разрешения, заключения и другие документы, выдаваемые инстанциями государственного и местного уровня для ведения коммерческой деятельности.

Дело в том, что, для того чтобы приступить к ведению некоторых типов предпринимательства, не нужны лицензии и другие разрешения. Требуется только уведомление о начале коммерческой деятельности. Данные типы обозначены в ст. 8 Закона № 294-ФЗ, их необходимо знать для защиты малого бизнеса от проверок.

От юридических лиц, ИП требуется только уведомить о начале ведения перечисленных видов деятельности – это правило является важным в деле защиты малого бизнеса от проверок. Для этого информация передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере, как только была получена государственная регистрация, проведена постановка на учет в налоговом органе. Данные действия необходимо выполнить до выполнения работ либо оказания услуг.

В соответствии со ст. 27 Закона № 294-ФЗ с 01.01.2011 юридические лица, ИП имеют право направлять данную информацию в уполномоченный орган в электронном формате с электронной цифровой подписью по нормам, установленным Правительством РФ, – это также важно помнить для защиты малого бизнеса от необоснованных проверок. Также с 1 января 2013 г. допускается представление такого уведомления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 35 и ч. 2 ст. 41 Закона № 133-ФЗ от 28.07.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»).

Порядок уведомления о начале названных типов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов деятельности». В отношении иных типов продолжают действовать нормы ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Теперь обсудим, как поступить в рамках защиты малого бизнеса от проверок, когда к вам пришли представители контролирующих инстанций для осуществления плановой либо внеплановой проверки.

Как гласит ст. 12 Закона № 294-ФЗ первый этап выездной проверки – это предъявление служебного удостоверения представителями органа государственного, муниципального контроля, что является необходимой частью защиты малого бизнеса от проверок. После чего обязательно следует ознакомление руководителя либо другого официального представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя с распоряжением либо приказом руководителя (его заместителя) органа государственного, муниципального контроля о начале выездных мероприятий по надзору. Здесь указываются полномочия осуществляющих выездную проверку лиц, цели, задачи, основания для мероприятий. Необходимо изучить виды, объемы последних, экспертный состав, участвующий в данной проверке малого бизнеса, сроки и условия ее осуществления, чтобы быть готовым, если в дальнейшем понадобится защита малого бизнеса.

Проверка может быть начата лишь после получения распоряжения либо приказа руководителя контролирующей инстанции. Для защиты малого бизнеса от проверок предпринимателю необходимо ознакомиться с данным документом и только после этого представлять затребованные проверяющими бумаги.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, каждому бизнесмену важно помнить, что представители соответствующей инстанции не наделены правом:

  • Проверять выполнение обязательных, установленных муниципальными правовыми актами требований, если последние не входят в перечень полномочий контролирующих инстанций, представителями которых являются данные должностные лица.
  • Проводить плановые либо внеплановые выездные контрольные мероприятия, если при ее осуществлении не присутствует руководитель, другое должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя. Исключением в данном правиле защиты малого бизнеса от проверок являются мероприятия, проводимые на основании, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ № 294-ФЗ.
  • Требовать представления документов, данных, образцов товара, проб обследования объектов окружающей, производственной среды, если они не считаются объектами проверки/не входят в ее предмет, а также чтобы вести защиту своего малого бизнеса от проверок, вы должны помнить, что проверяющим нельзя забирать оригиналы данных документов.
  • Отбирать образцы товара, пробы обследования объектов окружающей, производственной среды для их исследования, испытания, измерения без составления протоколов. Последние фиксируют, что отбор указанных образцов произведен по установленной форме и в количестве, не превышающем нормы национальных стандартов, в соответствии с правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу прочими нормативными техническими документами, правилами, методами исследований, испытаний, измерений;
  • Передавать третьим лицам данные, полученные после проверки и представляющие собой государственную, коммерческую, служебную, другую охраняемую законом тайну. Кроме ситуаций, фиксированных законами РФ и не входящих в сферу защиты малого бизнеса от проверок.
  • Нарушать установленные сроки проверки.
  • Выдавать юридическим лицам, ИП предписания либо предложения о проведении проверок за их счет.

Защита малого бизнеса от проверок полицией

Взаимодействие руководителей предприятий с сотрудниками полиции во время проверок регулируется ФЗ № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Подчеркнем, что одним из правил действующих при защите малого бизнеса от проверок считается такой факт: по просьбе проверяемого полицейские должны предоставить ему копию протокола. Протокол относится к бланкам строгой отчетности, поэтому снабжается учетным номером.

Если сотрудник полиции отказывается предоставить копию протокола, поступите таким образом, чтобы осуществить защиту малого бизнеса от проверки: поставьте прочерки в незаполненных графах; внесите в бланк протокола информацию о том, что данный сотрудник отказался дать копию протокола, несмотря на просьбу; впишите «с протоколом не согласен», поставьте дату под подписью.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, помните, что сотрудник полиции имеет право проверять такие документы:

  • паспорт (удостоверение личности);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо ИП;
  • лицензию;
  • патенты или другие правоустанавливающие документы;
  • сертификаты;
  • кассовый журнал;
  • накладные и пр.

Сотрудники полиции налагают взыскания за следующие нарушения при проверке малого бизнеса:

  • продажа товаров без установленной информации об изготовителе либо о продавце;
  • незаконная продажа товаров (иных предметов), если их свободная реализация запрещена либо ограничена;
  • продажа подакцизных товаров, не снабженных марками установленных образцов;
  • обман клиентов;
  • несоблюдение валютного законодательства;
  • несоблюдение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами, а также прочими видами индивидуальной трудовой деятельности и пр.

Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Плановые проверки как вид контроля со стороны государства нередко оказываются тяжелым испытанием для предпринимателей. Поэтому недавно вышедший Федеральный закон, изменяющий правила осуществления таких мероприятий, будет интересен всем лицам, связанным с бизнесом, и поможет вести защиту малого бизнеса от незаконных проверок.

ФЗ от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием, одобрен Президентом России.

Перечислим наиболее серьезные изменения:

  1. Теперь обеспечена защита малого бизнеса от проверок в течение трех календарных лет: с начала 2016 года до конца 2018 года. Конечно, это повод для радости, но важно понимать, что правило относится не ко всем:
    • проверки все еще допускаются в отношении малого бизнеса, если его деятельность относится к сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (перечень можно посмотреть в п. 9 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ).
    • проверка малого бизнеса проводится, если в ходе предыдущих мероприятий (с момента которых прошло менее трех лет) были обнаружены серьезные нарушения КоАП РФ, в результате чего предпринимателя привлекли к административной ответственности или дисквалифицировали за другие нарушения либо работу приостановили в административном порядке (либо была приостановлена/аннулирована лицензия).
  1. Если предприниматель увидел себя в списке плановой проверки, а его не должны проверять по новому закону, он имеет право в качестве защиты малого бизнеса от проверок потребовать от надзорного органа исключить его из данного ежегодного перечня.
  2. Теперь представители проверяющих органов обязаны разъяснять всем контролируемым лицам содержание обозначенных выше положений в рамках защиты малого бизнеса от незаконных проверок. Если бизнесмен предоставляет документы, подтверждающие, что его дело входит в субъекты малого бизнеса, проверка прекращается.
  3. Надзорные мероприятия не могут отменяться в ряде «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности, пожарного надзора, безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, работающих с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 1 или 2 класса опасности, а также экологического надзора, где проверяются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности, использования атомной энергии; в области охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля деятельности аудиторских фирм. Это разумно, так как нарушения в данных сферах могут повлечь за собой серьезные риски и жертвы.
  4. Ведение плановой проверки, при которой не соблюдаются вновь принятые правила, является грубым нарушением требований законодательства. То есть такие результаты мероприятия недействительны, об этом важно помнить, осуществляя действия по защите малого бизнеса от проверок.
  5. В ФЗ № 294-ФЗ внесен термин «риск-ориентированный подход» при организации проверок. Он внедряется для снижения затрат на осуществление проверки, причем и для контролирующих инстанций, и для проверяемых предпринимателей. Дело в том, что теперь деятельность подконтрольных субъектов распределяется по классам опасности (оценивается уровень возможных отрицательных последствий нарушения) или категориям риска (проверяется возможность нарушения требований). Показатели, по которым деятельность относится к определенной категории, фиксирует Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе вступают в силу с 1 января 2018 года.
  6. Три года предприниматель малого бизнеса, не относящийся к исключениям, может не волноваться – государственные проверки его не коснутся. Но для защиты малого бизнеса от проверок рекомендуем подробно изучить новую информацию, чтобы быть готовым, если представители проверяющих органов все же появятся у вас в компании.
  7. Также лучше помнить, что при внеплановой проверке малого бизнеса, причиной которой может стать обращение заинтересованного лица, сослаться на новые правила с целью защиты не удастся.

Конечно, нередко сложно понять, попадает ли под действие описанного выше моратория по защите малого бизнеса начатая у вас проверка. Как поступить, если, несмотря на мораторий, к вам пришли для проверки; как вести себя во время мероприятий по пожарному надзору или визитов представителей налоговой. Поскольку при защите малого бизнеса от проверок возникает столько сложностей, наиболее полную защиту прав и интересов вам могут обеспечить специалисты нашей юридической фирмы.

Поделиться статьей с друзьями:

Маркетолог с 9 летним опытом - специализируюсь на комплексном продвижении сайтов и увеличении продаж. Есть интересный проект? - пишите в личные сообщения

Оцените автора
Бизнес Ресурс