Оценить комплекс внешних и внутренних факторов, воздействующих на компанию, определиться с ее сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами помогает SWOT-анализ предприятия. В этой статье расскажем о том, что он собой представляет и как проводится.
Что такое SWOT-анализ и какую пользу он несет для предприятия
Под SWOT-анализом деятельности предприятия понимается оценка ситуации на определенный момент времени и будущих перспектив бизнеса.
Задачи этого метода заключаются в определении сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).
Под сильными и слабыми сторонами понимают существующую на момент проведения анализа внутреннюю среду организации.
Под возможностями и угрозами подразумевают события, которые могут произойти или не произойти во внешней бизнес-среде, на которые влияют или не влияют действия компании.
SWOT-анализ предприятия позволяет получить структурированное описание определенной ситуации. На его основе строятся выводы относительно правильности развития бизнеса, вероятных рисков, действий, которые необходимо предпринять, перспектив организации.
SWOT-анализ предприятия основан на четырех главных вопросах:
- Что способна сделать компания?
- Что хочется сделать?
- Что может быть сделано?
- Каковы ожидания клиентов, партнеров, посредников?
Благодаря ответам на эти вопросы, можно сформировать выводы относительно:
- Сильных сторон и преимуществ предприятия, которые могут быть задействованы в стратегии.
- Слабых и уязвимых характеристик компании относительно конкурентов, возможностей их корректировки.
- Благоприятных возможностей, способствующих развитию бизнеса.
- Имеющихся рисков, эффективных вариантов защиты от них.
Несмотря на то, что SWOT-анализ существует уже длительное время, он и сейчас относится к классическим маркетинговым инструментам. Его задача заключается в оценке сильных и слабых сторон продукта, возможностей и рисков развития предприятия на рынке.
Читайте также: Как продавать через «Инстаграм» – современные методы продаж
Для чего используют SWOT-анализ в бизнесе
SWOT-анализ сильных и слабых сторон предприятия является простым и универсальным методом, применимым как в бизнесе, так и в жизни. Его можно использовать самостоятельно, а также с другими инструментами маркетинга. Он помогает организациям и предпринимателям в эффективном планировании стратегии своей деятельности.
SWOT-самоанализ необходим для определения приоритетных направлений личностного или профессионального развития. С его помощью можно понять, какие цели в жизни, личных отношениях и в работе являются истинными.
Провести SWOT-анализ предприятия необходимо для:
- Оценки конкурентов, получения информации о них и ее структурирования. В этом случае можно прибегнуть к моделям Портера, PEST и др.
- Планирования шагов реализации бизнес-стратегии, определения ее основных направлений и исполнителей.
- Проведения конкурентной разведки. При помощи SWOT-анализа можно понять, каковы сильные и слабые стороны соперников на рынке. Данная информация необходима для построения наиболее эффективной стратегии развития.
Таким образом, применение SWOT-анализа помогает определить сильные и слабые стороны предприятия или человека как в бизнесе, так и в жизни, а полученные сведения облегчают построение эффективной модели деятельности, способствуют личностному или профессиональному росту.
Виды SWOT-анализа
Чаще всего для выявления сильных сторон компании прибегают к SWOT-экспресс. Найденные факторы в дальнейшем можно использовать для противостояния угрозам, а также для развития внешних возможностей. С помощью этого инструмента выявляются и слабые стороны.
Достоинствами данного метода выступают простота применения и наглядность полученных показателей.
С помощью сводного SWOT-анализа предприятия можно сформировать основные показатели, которые определяют его работоспособность в данный момент и дают информацию о перспективах его развития. К преимуществам инструмента относится наличие данных о количественной оценке факторов, которые выявляются другими методами, используемыми при проведении стратегического анализа.
Следующее достоинство заключается в возможности построения модели и планирования других мероприятий, которые направлены на достижение основных целей.
С помощью стратегического управления можно посмотреть на компанию со стороны, оценив ее в совокупности. Построению целостной картины способствует инструмент, называемый стратегической картой предприятия.
Читайте также: Как удержать клиента
В смешанном SWOT объединены перечисленные виды анализа. Можно назвать как минимум три разновидности, которые помогают разнести выявленные факторы в таблицы и сформировать перекрестную матрицу. SWOT-анализ не предполагает проведение количественной оценки.
Среди его преимуществ отметим возможность глубокого анализа данных и получение точного результата.
SWOT-анализ предприятия пошагово
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон продукта
Для начала требуется выяснить сильные и слабые стороны товара или услуги. Для этого прибегают к составлению сравнительного анализа внутренних ресурсов предприятия или продукта. Сравнение проводится с основными конкурентами:
- Параметры, оказавшиеся на более высоком уровне относительно соперников, причисляют к сильным сторонам продукта.
- Параметры, находящиеся на более низком уровне, являются слабыми сторонами.
Под сильными сторонами (S = Strengths) понимают внутренние характеристики организации, обеспечивающие ей конкурентное преимущество на рынке либо ставящие в более выгодное положение по сравнению с соперниками.
Под слабыми сторонами (W = Weaknesses), или недостатками продукта, подразумеваются внутренние характеристики, затрудняющие рост бизнеса, мешающие товару занимать лидирующие позиции на рынке, снижающие его конкурентоспособность.
Сравнительный анализ позволяет получить большое количество различных факторов. Чтобы не запутаться в них, необходимо:
- расставить приоритеты в соответствии с уровнем их влияния на продажи и прибыль предприятия;
- выбрать по 6–8 основных факторов;
- взять на заметку оставшиеся (их можно использовать в дальнейшем).
Не следует пренебрегать изучением методики, помогающей в определении сильных и слабых сторон. Включенные в нее направления (более 14) факторов внутренней среды могут рассматриваться в качестве преимуществ или недостатков компании.
Читайте также: Изготовление штендеров: эффективный способ привлечения новых клиентов
Шаг 2. Выявление угроз и возможностей для развития предприятия
Затем следует определить возможности и угрозы для развития организации в будущем. С этой целью анализируют внешние факторы окружающей среды, оценивают уровень влияния каждого из них на продажи, просчитывают вероятность их возникновения.
Под возможностями компании (O = Opportunities) понимаются события, благодаря которым происходит рост реализации или наращивание прибыли.
Угрозами (T = Threats) считают факторы внешней среды, которые могут негативно отразиться на продажах или уровне доходности предприятия в дальнейшем.
Поиск угроз и возможностей осуществляется при помощи метода PEST-анализа, способствующего рассмотрению влияния на будущую прибыль компании различных событий, включая политические, экономические, социальные и технологические.
Шаг 3. Составление таблицы SWOT-анализа
Полученную информацию структурируют с помощью таблицы SWOT-анализа предприятия. Она состоит из четырех квадрантов, в которых последовательно указывают сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Выявленные факторы необходимо вписывать в таблицу в порядке убывания важности. Значимость зависит от вклада пункта в объем продаж и прибыль предприятия.
- Необходимо проверить, действительно ли выявленные сильные стороны продукта способствуют повышению доходности и конкурентоспособности.
- Следует выяснить, правда ли, что отмеченные слабые стороны товара провоцируют снижение прибыли и конкурентоспособности.
- Необходимо проверить, действительно ли выявленные возможности в состоянии увеличить удовлетворенность клиентов и повысить доходность предприятия.
- Следует убедиться, правда ли, что обнаруженные угрозы в состоянии уменьшить удовлетворенность потребителей и снизить прибыль компании в последующие пять лет.
После заполнения таблицы и проверки реалистичности обнаруженных факторов переходите к составлению выводов относительно проведенного анализа.
Шаг 4. Подготовка выводов
Чтобы понять, в каком направлении следует двигаться, после проведения SWOT-анализа стратегии предприятия необходимо разобраться со следующими моментами:
- На основании сильных сторон продукта нужно выявить либо разработать его главные конкурентные преимущества.
- Оценив их, описать способы развития возможностей предприятия.
- Рассмотреть, каким образом можно превратить слабые стороны в сильные, а угрозы – в возможности для роста бизнеса.
- Если этого сделать нельзя, необходимо определить способы, которые помогут минимизировать проявление слабых сторон и угроз, их влияние на предприятие.
- Описать способы сообщения клиентам о конкурентных преимуществах.
- Рассмотреть варианты, позволяющие не информировать потребителей о слабых сторонах.
- Описать методы реализации возможностей и нейтрализации угроз в сжатые сроки.
Читайте также: Стратегии ценообразования: основные способы установления цен
Для подготовки подробных выводов по проведенному анализу можно использовать одну из методик:
- Определиться с 10 направлениями по окончании оценки можно с помощью техники «Как написать выводы по SWOT-анализу за 30 минут?».
- Для составления перечня стратегических решений, способствующих повышению прибыли и удовлетворенности клиентов, воспользуйтесь методом «SWOT-матрица».
Для получения максимально подробного анализа стоит применить обе техники одновременно, поскольку они могут дополнить друг друга: в первой содержатся конкретные направления для принятия решений, а вторая помогает в более детальном и глубоком рассмотрении ситуации.
Шаг 5. Презентация результатов
Завершается SWOT-анализ предприятия составлением презентации, которая красиво, подробно и содержательно продемонстрирует руководству результаты выполненной работы.
Что нужно учитывать при проведении SWOT-анализа предприятия
SWOT-анализ относится к инструментам, позволяющим систематизировать имеющуюся информацию. Для его эффективности необходимо выполнить:
- Анализ рынка, при котором следует обратить внимание на исследование потребителей и определение основных характеристик продукта. Понимание своей целевой аудитории, предъявляемых клиентами критериев качества более чем на 70 % влияет на финальные выводы.
- Конкурентный анализ, выявляющий основных конкурентов. Помогает определить слабые и сильные стороны продукта.
Выполняя SWOT-анализ предприятия, нужно ориентироваться на ряд правил, благодаря которым можно избежать получения неверного результата:
- Проведением исследования не должен заниматься один специалист (чтобы не столкнуться с субъективным мнением). Работа нескольких аналитиков положительно скажется на беспристрастности оценки, уменьшит риск ошибок. В основе полученных данных должны лежать конкретные данные и факты, а не догадки менеджера.
- Не следует слишком увлекаться формальной методикой, особенно это касается количественного анализа в ущерб качественному. При составлении чересчур длинных списков сильных и слабых сторон предприятия усложняется выбор действий, способных повысить эффективность деятельности организации.
- Определять сильные и слабые стороны следует, глядя на них с позиции клиента. В анализе важно упоминать о преимуществах и недостатках, относящихся к делу, рассматривая их через призму конкурентных предложений. Говорить о сильных сторонах можно в том случае, если они являются таковыми с точки зрения рынка.
Относить к ним качество товара следует тогда, когда он функционирует лучше, чем продукция конкурентов.
Также важно распределять преимущества и недостатки в зависимости от их важности для клиентов.
Читайте также: Привлечение новых клиентов