Продажи по низким ценам

prodazhi_po_nizkim_cenam Продажи

Нередко запуск новой линейки товаров в продажу начинается уже тогда, когда старые товары еще не распроданы или спрос на них очень упал. Запуская новую линию, фирма стремится к освоению нового сегмента рынка, поэтому идет на продажу по значительно сниженным ценам. Однако бухгалтеры часто боятся продажи товаров по цене ниже закупочной: они объясняют это тем, что это (якобы) запрещено законом и может привести к доначислению налогов. Данный вопрос нуждается в подробном рассмотрении, чтобы понять: законны ли продажи по низкой цене и как осуществлять их грамотно.

Демпинг – цена продажи ниже себестоимости

Как называется продажа по низким ценам? Это демпинг – искусственное уменьшение стоимости товара, услуги или работ с целью захвата внешних рынков (= продажи по низкой цене).

Сегодня это популярный инструмент конкуренции, который в том числе приводит к международной дискриминации в ценовой политике.

Далее разберем, для чего еще фирмы пользуются продажами по низкой цене.

  • Завоевание новых рынков. Нередко к продажам по низким ценам обращаются государства, когда заходит речь об экспорте сельхозпродукции, стали и пр. Продажи по низкой цене актуальны в международной торговле, чтобы, например, поддержать внутренних производителей.
  • Вытеснение конкурентов (в т. ч. потенциальных). Фирма заблаговременно соглашается терпеть убытки и цены, которые ей не выгодны для того, чтобы захватить существенную часть рынка и потом повысить цены, что компенсирует потери путем получения большего дохода. Часто продажи по низкой цене используется сетевыми розничными компаниями.
  • Политика государства, например, чтобы сократить проценты по ипотеке. Для этого создают государственные компании, используют банки с государственным участием, выделяются деньги для осуществления программ. Эти методы помогают снизить ипотечные процентные ставки, потому что коммерческим банкам ничего не остается, кроме как корректировать свои действия в связи с такой тенденцией в конкурентных условиях.
  • Получение банковских выгод. Иногда продажа по цене ниже рыночной становится инструментом банков с государственным участием. Они привлекают клиентов коммерческих банков, предлагая относительно низкие тарифы. Плюс у банков с государственным участием есть доступ к более дешевым финансовым ресурсам.
  • Разница в цене. Есть такой демпинг, когда цены на идентичные товары существенно разнятся на рынках внешнем и внутреннем. Например, цена на газ и нефть до и после государственной границы принципиально отличается.

Читайте также: Потрет потребителя

Существуют различные виды продаж по низким ценам. Так, в развитых странах можно увидеть стоимостный и ценовой демпинг.

  1. Ценовой демпинг – сопоставление цены продаж на внешнем/внутреннем рынках. Когда цена для своих выше – это и есть ценовой демпинг.
  2. Затратный демпинг – соотнесение цены продажи на внешнем рынке с производственными затратами. Затратный демпинг: продажа чужим осуществляется по ценам, которые ниже себестоимости.
  3. Оптовый демпинг – когда предлагают крупную партию ценных бумаг или товаров без должного учета фактора цены и спроса на продукцию.

demping

Продажи по низкой цене – преимущества:

  • можно внедрить и продвигать товар на выбранном рынке, даже если позиции конкурентов очень сильны;
  • появляется возможность эффективного продвижения товаров, так как демпинг не нуждается в дополнительных инвестициях и затратах;
  • не требуют финансовых вложений, чем в положительную сторону отличаются от большинства методов привлечения потребителей.

Продажи по низкой цене – недостатки:

  • компании имеют меньшие показатели деятельности – речь идет о сокращении доходности, рентабельности и т. д.;
  • прибегая к продажам по низкой цене, фирма настраивает против себя профессиональное сообщество;
  • из-за продаж по низкой цене потребители могут относиться к продукту плохо, так как для многих цена – это показатель уровня качества товара.

Законна ли цена продажи ниже себестоимости или нет

Существует стереотип, что закон запрещает продажу по низкой цене (ниже закупочной).

Для обычного договора нет ограничений нижнего предела цены со стороны государства: чаще всего цену на товар договаривающиеся стороны определяют сами, исходя из того, устраивает ли это каждую из них или нет. Кроме тех случаев, когда цены регулируются государством (в области электроэнергетики, газоснабжения, связи (пункт 1 статьи 424 ГК РФ)).

При этом цены становятся объектом внимания Федеральной антимонопольной службы, работа которой заключается в предотвращении злоупотреблениями «крупных игроков» в сфере ценообразования.

Но фирмам, не оказывающим своими действиями в одиночку или с группой других фирм решающего влияния на ценообразование на рынке, не о чем переживать (часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 10 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Это касается и фирм, которые не занимаются сбытом товаров, цены на которые регулируются государством.

Читайте также: /sales/uverennost-v-obshchenii-s-klientom/

Общие советы при продажах ниже себестоимости

  1. Не делайте цены слишком низкими: не занижайте стоимость товаров, которые вы продаете, иначе сделка может быть признана фиктивной. Судебное распоряжение ФАС ЦО от 19.03.2008 № А681503/07117/3 признало договор купли-продажи, где была обнаружена притворность, недействительный: по этим судам обнаружено занижение продажи автомобиля по договору приблизительно в 10 раз.
  2. Подготовьте документальное обоснование продажи ниже себестоимости. Например, обстоятельства, когда фирмы вынуждены прибегнуть к продажам по низким ценам, можно документировать в маркетинговой политике фирмы. Нормы маркетинговой политики должны регламентировать действия всех контрагентов. В качестве документа можно взять отчет независимого оценщика.

    Письмо Минфина от 10 мая 2011 года № 030207/1160 содержит информацию о способах и рекомендациях, касающихся определения рыночной цены: расчет осуществляется путем сравнения условий сделки по однородным товарам/работам/услугам.

  3. Не давайте сведений, не являющихся истинными, во время оформления первичной документации, так как такие данные могут быть проверены налоговыми органами. Так, согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2008 г. была обнаружена ложная информация в счетах-фактурах. Согласно распоряжению – реальность хозяйственных операций не была подтверждена, сделки были признаны фиктивными.

Существует и вторая позиция по этому вопросу: постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 02.09.2009 г. № Ф045347 / 2009 (19043А27-41) было принято решение, по которому нельзя использовать недостоверную информацию в качестве достаточного основания для пересчета стоимости расчетным путем, а значит, и для доначисления налогов. Тем не менее не рекомендуется злоупотреблять недостоверными ценами в первичных документах, прейскурантах и маркетинговой политике компании.

Как учитывается продажа товаров по низким ценам при налогообложении

Следующий стереотип в вопросе продаж по низким ценам заключается в том, что люди уверены, что убытки от продажи по низкой цене (ниже себестоимости) не будут учтены для целей налогообложения.

Но это утверждение не соответствует реальности: налоговую базу по прибыли рассчитывают суммарно по всем сделкам (пункт 1 статьи 274 НК РФ). Существуют определенные случаи, для которых существует иной порядок, это, допустим, операции с ценными бумагами (пункт 2 статьи 274, статья 280 НК РФ).

Также существует прямой запрет на признание в расходах ценовой разницы между рыночной ценой и ценой продажи товара работнику.

Что это значит? Если работник приобрел у вас товар не по той цене, за которую его можно приобрести на рынке, а по более низкой, можно говорить об образовании ценовой разницы, которая представляет собой убыток при продаже ниже себестоимости (пункт 27 статьи 270 НК РФ).

nalogooblozhenie

Для компаний, которые не являются «законодателями» в вопросах образования цен, актуализируется возможность снизить их, причем опустить даже ниже закупочных.

Для прочих операций купли-продажи с убытком особых норм нет: доходы по всем сделкам суммируют и из этого результата вычитают все признанные в отчетном периоде расходы от реализации (пункт 1 статьи 247, подпункт 3 пункта 1, пункт 3 статьи 268 НК РФ).

Соответственно прибыль и расходы по убыточным сделкам фиксируются в доходах и расходах от прочих продаж и расходов по остальным сделкам.

Найти сделки, которые приносят убытки, в том случае, когда фирма не уходит в минус постоянно – практически невозможно, так как они теряются в общем количестве, а значит, и в декларации по налогу на прибыль они не будут отражены (пункт 2 статьи 268 НК РФ).

Читайте также: Какую налоговую отчетность сдают ИП

  • Упрощенная форма налогообложения

При упрощенной форме налогообложения сумма налога не зависит от убыточной реализации: какая сумма за товар была получена – с нее и был рассчитан налог (пункт 1 статьи 346.15 НК РФ).

Если упрощенная форма «доходно-расходная», зафиксировать убыточную сделку довольно сложно, т. к. доходы и расходы по ней могут быть в разных отчетных и налоговых периодах, так как расходы признаются по мере оплаты товара поставщику и его продажи, а доходы – по факту получения денег от покупателя (пункт 1 статьи 346.15 НК РФ).

Когда товар реализуется работникам, разницу между ценой розницы и продажи тоже не учитывают в расходах.

Налоговые органы также с очень маленькой вероятностью будут заниматься поисками убыточных сделок (особенно когда фирма не всегда работает в минус): потому что убыток от реализации товаров людям, которые не являются работниками данной компании, в любом случае будет браться в расчет для целей налогообложения.

  • Контролируемые и неконтролируемые сделки

Следующий стереотип: если цена продажи ниже закупочной, то налоговые органы начислят налоги исходя из рыночной цены (то есть с добавочной суммой).

Это частично так, важно – контролируемая ли подобная сделка или нет. Если, например, ваша фирма реализовала арбузы другой отечественной фирме по цене ниже закупочной, то вопросов быть не может: цену сделки между не взаимозависимыми по отношению друг к другу сторонами по умолчанию считают рыночной. А значит, налоговые органы не станут проводить проверку ваших цен: соответствуют они рыночным или нет (данный вид проверки предусматривается лишь для контролируемых сделок, в то время как сделки между российскими организациями, которые не являются зависимыми по отношению друг к другу, не являются контролируемыми).

Когда товар продан по нерыночной цене и данная сделка для вашей фирмы – контролируемая, допустим, вы реализовали те же арбузы по абсолютно мизерной цене вашей дочерней компании на ОСНО, сумма доходов по сделкам с которой была больше неконтролируемого порога, тогда вам необходимо:

  • исходя из рыночной цены, на добровольной основе высчитать налог на прибыль и НДС (сразу или по окончании налогового периода) (пункты 3, 6 статьи 105.3 НК РФ);
  • в ходе ценового контроля доказать работникам налоговой инспекции, что апельсины были неспелыми и цена сделки нормально вписывается в диапазон цен, по которым подобные товары реализуют лица, не зависящие друг от друга (подпункт 1 пункта 1, пункт 3 статьи 105.7, пункты 1, 7 статьи 105.9 НК РФ).

nizkaya_cena_zelenye_apel'siny

Налоговые органы могут выслушать ваши доводы, но решить, что все-таки цены были несопоставимы с рыночными, и после ценового контроля обратиться в суд, чтобы взыскать недоимки и пеню по налогу на прибыль и НДС (пункт 5 статьи 105.3, подпункт 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ). В том случае, когда доходы по сделке относятся к 2014 г., налоговые органы имеют право выписать штраф, равный 20 % от суммы неуплаченных налогов (пункт 1 статьи 129.3 НК РФ; пункт 9 статьи 4 Закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ).

Читайте также: Налоговые штрафы для ИП

На сделки продавцов по упрощенной системе налогообложения ценовые проверки не распространяются, поскольку подобные фирмы не платят налог на прибыль и НДС, по которым возможны доначисления при «ценовых» проверках (подпункты 1, 4 пункта 4 статьи 105.3, пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).

Вот и подошла к концу наша статья о продажах по низким ценам. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Поделиться статьей с друзьями:

Маркетолог с 9 летним опытом - специализируюсь на комплексном продвижении сайтов и увеличении продаж. Есть интересный проект? - пишите в личные сообщения

Оцените автора
Бизнес Ресурс