Главная >> Статьи >> Оптимизация налога на имущество на законных основаниях

Оптимизация налога на имущество

Оптимизация налога на имущество на законных основаниях

Налог на имущество представляет собой один из главных налогов, уплачиваемых организациями. Обычно он довольно обременителен для экономических субъектов, обладающих высокой фондоемкостью либо материалоемкостью. Поэтому законная оптимизация налога на имущество становится в таких фирмах приоритетной задачей во время налогового планирования.

В чем заключается оптимизация налогов на имущество

Налоговая оптимизация – это комплекс методов, подходов, направленных на рациональный менеджмент в области финансовых процессов компании, эффективного планирования выплачиваемых государству налогов.

Целью мероприятий по оптимизации налога на имущества организаций является положительная динамика доходной части на фоне снижения налоговой базы. Также при этом не допускается рост налоговых издержек при увеличении доходов компании.

Хотя налоговая оптимизация и планирование преследуют похожие цели, важно различать эти два понятия.

Дело в том, что планирование представляет собой право любого субъекта трудовой либо предпринимательской деятельности применять не противоречащие закону методы, приемы для сведения налоговых обязательств перед государством к минимальным.

Подобные действия могут носить индивидуальный характер, иначе говоря, быть направленными на конкретный субъект хозяйственной деятельности, либо комплексный, учитывающий финансово-хозяйственные интересы некоторого круга лиц.

Оптимизация же считается более широким термином, а планирование или минимизация налогов является ее составленной частью. Помимо перечисленных задач, перед оптимизацией могут стоять и другие, не имеющие непосредственной связи с сокращением налогового бремени. А именно:

Налог на имущество

Итак, давайте перечислим основные цели планирования и оптимизации налоговой части бюджета компании:

  • оптимизация выплат налогов государству;

  • снижение уровня налоговых потерь по конкретному налогу либо их совокупности;

  • увеличение доли оборотных активов;

  • рост финансовых возможностей молодого предприятия;

  • положительное воздействие на результативность функционирования фирмы.

Чтобы добиться таких задач, требуется искать наиболее выгодные, грамотные и, что очень важно, легитимные способы сокращения обязательств перед государством.

Такой процесс должен быть структурированным, комплексным, состоять из нескольких шагов:

  1. Анализ известных и вероятных рисков для работы компании.

  2. Целенаправленное рассмотрение рабочих проблем, грамотный выбор задач по оптимизации.

  3. Определение существующих инструментов, позволяющих фирме подойти к рационализации расходов.

  4. Формирование рабочих схем оптимизации.

  5. Начало работы по подготовленному плану.

Оптимизация налога на имущество: 5 основных способов

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

В данном случае налоговые ставки фиксируются законами субъектов РФ, при этом не могут быть свыше 2,2 %. Таким образом, если у компании есть имущество, учитываемое на балансе в виде объектов основных средств (согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета), то соотношение размера налога и стоимости имущества (с учетом амортизации) будет таким:

  • стоимость объекта составляет 100 тысяч рублей – сумма налога на имущество равна 2,2 тыс. рублей в год;

  • стоимость объекта составляет 100 млн рублей – сумма налога на имущество равна 2,2 млн. рублей в год.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

banner_br_nalog

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

  • линейным;

  • уменьшаемого остатка;

  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  • списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

«Упрощенка»

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом. Однако большим компаниям обычно невыгодно пользоваться «упрощенкой», даже при условии, что она избавляет от уплаты налога на имущество организаций. В качестве решения этой проблемы могут создаваться специальные фирмы-«упрощенцы», покупающие активы на себя, после чего дающие их в аренду основному юридическому лицу.

Также возможно оформление объектов на предпринимателей. Они не относятся к плательщикам имущественного налога с транспорта, оборудования, а при применении «упрощенки» либо ЕНВД не вносят и налог на сдаваемую в аренду недвижимость. Важно понимать, что нецелесообразно продавать находящиеся в собственности фирмы активы, так как при этом нужно будет заплатить большой НДС. То есть вспомогательную структуру необходимо создать прежде, чем купить дорогие основные средства.

Лизинг

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

Налог на имущество относится к региональным налогам, поэтому органы государственной власти РФ могут вносить льготы в дополнение к установленным ФЗ. О них также важно помнить при оптимизации налога на имущество.

Переоценка

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений. Более подробно поговорим об этом в следующем разделе.

Оптимизация налога на имущество с помощью переоценки: реальные примеры

Каждая организация может раз в год переоценить группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Последняя представляет собой объем средств, который фирма заплатит при замене прежнего объекта на такой же новый. Подобная переоценка подходит для оптимизации налога на имущество организации.

Налог на имущество платят в соответствии с его остаточной стоимостью. А значит, цель организации состоит в том, чтобы ее сократить. Тогда задачей главного бухгалтера будет узнать, соответствует ли балансовая стоимость имеющихся основных средств рыночным ценам, определить, не является ли она завышенной. Обсудим четыре ситуации, при которых снижение стоимости имущества экономически обосновано.

Ситуация № 1. Модернизация оборудования либо здания. У предприятия есть цех, который директор решил обновить. С этой целью часть стен убрали, другие добавили, провели стяжку пола, пр. По опыту можно сказать, что после реконструкции общая стоимость имущества превышает ту, в которую оценивался бы аналогичный, построенный с нуля объект. В подобной ситуации переоценка для оптимизации налога ни имущество может проводиться так: необходимо посчитать, сколько будет стоить строительство финальной версии объекта с нуля, после чего рассчитывать налог, исходя из этой рыночной стоимости.

Ситуация № 2. Изменение курса рубля. С этой проблемой столкнулось немало фирм, закупивших зарубежную технику с сентября 2014 по январь 2015 года. Тогда курс валют был максимальным, после чего рубль стал укрепляться. Отметим, что изменение курса рубля тоже может считаться экономически обоснованной причиной для переоценки. Допустим, фирма в декабре 2014 г. купила станок за 10 тыс. евро по курсу 76 руб. Но к весне 2015 г. евро стал стоить 54 руб. Главный бухгалтер может инициировать переоценку техники, чтобы снизить его остаточную стоимость.

Ситуация № 3. Изменение ценовой политики поставщика. Эта ситуация часто встречается, когда фирма покупает легковой автомобиль, а спустя небольшой срок предприятие-изготовитель выставляет в продажу его рестайлинговую версию. После чего предыдущие модели продаются с хорошими скидками. То есть первоначальная стоимость тоже может быть снижена.

Ситуация № 4. На одном животноводческом предприятии в Псковской области первоначальная стоимость объектов основных средств составляла 2,5 млрд руб., амортизационные отчисления – 500 млн руб., остаточная стоимость – 2 млрд руб., а ежегодный размер налога на имущество – 44 млн руб. Большую часть от стоимости основных средств составляли оборудование, автотранспортные средства, здания с расположенными в них производственными мощностями. Отметим, что здания год назад были полностью перестроены: сделана перепланировка, расширена площадь, установлена система отопления нового типа, усилены конструкции под специальное оборудование.

Автопарк компании представлен в основном грузовиками российского производства. Выпуск их рестайлинговых моделей и более гибкая политика скидок завода-изготовителя стали причиной для снижения рыночной стоимости сопоставимых транспортных средств. Поэтому компания решила провести переоценку объектов основных средств. После чего изначальная стоимость сократилась на 30 %. Размер амортизационных отчислений снизился до 350 тыс. руб., а остаточная стоимость – до 1,4 млрд руб. Размер ежегодного налога на имущество стал составлять 30,8 млн руб.

Таким образом, предприятие провело оптимизацию налога на имущество на 13,2 млн руб. в год. Безусловно, пришлось оплатить услуги независимых оценщиков, но эти суммы нельзя сравнивать с полученной выгодой. Подчеркнем, что по действующему законодательству размер оплаты услуг оценщика не может иметь связи с итоговой стоимостью.

Каким образом оформляется переоценка для оптимизации налога на имущество?

Для этого издается приказ о проведении переоценки, важно, что для него не существует отдельного бланка, то есть его составляют в свободной форме. После переоценки формируется специальная ведомость, где указывается:

  1. Наименование основного переоцененного средства.

  2. Его стоимость до и после переоценки.

  3. Сумма уценки.

К ведомости прикладываются бумаги, подтверждающие измененную стоимость основных средств. Это может быть, например, заключение независимого оценщика. Кроме того, результаты переоценки отражаются в инвентарных карточках по учету основных средств (форма N ОС-6 или N ОС-6а).

Есть два метода переоценки для оптимизации налога на имущество:

  • метод индексации;

  • метод прямого пересчета по рыночным ценам.

В настоящее время использовать первый метод нельзя. С 2001 г. Госкомстат перестал публиковать индексы изменения цен на основные средства, по которым производилась переоценка (п. 6 Письма Госкомстата РФ от 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480).

Для второго варианта необходимо определить рыночную стоимость основных средств. Здесь вам помогут:

  • данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от ее производителей;

  • сведения об уровне цен из открытых источников: газет, журналов, прайс-листов торговых фирм, Интернета, пр.;

  • заключения независимых оценщиков о стоимости основных средств.

В соответствии с полученными сведениями рассчитывается специальный коэффициент, на который могут уцениваться объекты основных средств.

Если у вас остались вопросы по теме, то предлагаем получить бесплатную консультацию специалистов компании «Бизнес Ресурс».

Почему десятки компаний Санкт-Петербурга предпочли услуги «Бизнес Ресурса»:

  • Экономия средств – до 30 % (по сравнению с бухгалтером в штате).

  • Компания поддерживает единый стандарт обслуживания 1С.

  • Компания оказывает комплексные бухгалтерские услуги, включая автоматизацию документооборота и оптимизацию налогов.

Подсчитайте, сколько ежемесячно стоит вашей компании содержание штатного/приходящего бухгалтера, и непременно звоните по телефонам:

  • 8 (951) 652-55-06;

  • 8 (931) 975-44-15.